Опубликовано 09 июня 2016, 17:20

Особый подход: инклюзивное образование в Москве

МОСЛЕНТА разобралась, что делать родителям «особенных» детей
Выбор школы для своего ребенка даже для самого обычного родителя – вопрос непростой. Задача усложняется, если твой будущий первоклашка не такой, как все. МОСЛЕНТА при помощи департамента образования Москвы разбиралась, что делать родителям «особенных» детей.
Особый подход: инклюзивное образование в Москве
Дмитрий Рогулин / ТАСС

Выбор школы для своего ребенка даже для самого обычного родителя – вопрос непростой. Задача усложняется, если твой будущий первоклашка не такой, как все. МОСЛЕНТА при помощи департамента образования Москвы разбиралась, что делать родителям «особенных» детей.

На сегодняшний день в школах Москвы обучается около 900 тысяч детей, ещё около 400 тысяч - дошкольники. Около 53 тысяч из них – это дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды. Для таких ребят существует два пути, рассказала заместитель руководителя Департамента образования Марина Смирницкая.

«Первый – обучение в коррекционном образовательном учреждении по решению семьи ребенка. В Москве существуют как отдельные коррекционные образовательные организации, так и коррекционные отделения внутри больших школ. Второй путь – получение образовательных услуг в системе инклюзии», - сказала она.

Инклюзивное образование – система, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов, благодаря чему малыши могут быстрее и легче привыкнуть к окружающему их миру. Сейчас в Москве существует 316 школ, которые работают по этой системе.

Специальная (коррекционная) школа  для детей с девиантным поведением

Специальная (коррекционная) школа для детей с девиантным поведением

© Сергей Дуванов / PhotoXPress.ru

В этих специализированных учреждениях учатся около 11 тысяч школьников с ограниченными возможностями: это дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, поведения и сложными нарушениями развития. При этом у каждого из них свои образовательные потребности и свои возможности, требующие специальных условий обучения.

Как это работает?

В департаменте образования пояснили, что особые условия, в которых нуждаются дети-инвалиды - это не только пандусы и сопровождающий специалист. Инклюзивное образование предполагает обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП), составленной индивидуально для каждого ребенка с учётом его особенных потребностей. Такая программа предполагает определенные учебники, дидактические и технические средства и необходимое психолого-педагогическое сопровождение.

«В ходе психолого-педагогического сопровождения ребенка всегда сохраняется возможность изменить вариант программы в рамках одной АООП. Такие изменения происходят в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. При этом образовательная организация создает необходимые специальные условия образования», - отмечают в департаменте.

 Воспитанники ГОУ специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната

Воспитанники ГОУ специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната

© Игорь Стомахин / PhotoXPress.ru

Также родителям не стоит забывать о дистанционной форме обучения. Она практически не предполагает присутствия детей в учебных классах или группах, но все они являются учениками той или иной школы. Специалисты уверены, что дистанционная форма обучения актуальна только в исключительных случаях и подходит тем детям, которые не имеют возможности посещать школу.

В настоящий момент в России существует около 3,5 тысяч школ приспособленных для учеников с особенностями развития. Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья подготовлены 64 тысячи педагогов, но в департаменте считают, что таких специалистов должно быть больше.

Как понять, что ребенку нужна особая школа?

Иногда чтобы разобраться, нуждается ли ребенок в особенном подходе или просто ленится, родителям следует обратиться в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию. И чем раньше будут выявлены особенности в развитии, тем более эффективной будет помощь специалистов.

«Заключение комиссии – основание для того, чтобы ребенку в любой образовательной организации Москвы были созданы те специальные условия, которые рекомендованы специалистами», – отметила руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Москвы Ольга Дониченко.

Воспитанники колычевской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья занимаются в спортивном зале.

Воспитанники колычевской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья занимаются в спортивном зале.

© Михаил Воскресенский / РИА Новости

Где и как будет обучаться ребенок, решают родители. Они выбирают школу, реализующую инклюзивные практики, или семейную форму обучения. Тем, кто выбрал семейное обучение, необходимо знать, что оно проходит вне школы и всю ответственность за образование ребенка берёт на себя семья. Однако в департаменте образования напоминают, что школа – это не только образование, но и навыки социализации, которые важны не меньше, чем знания.

Зарубежный опыт

Программы инклюзивного образования реализуются во многих странах мира. Например, в США или в Израиле каждый случай рассматривается отдельно. Педагоги и родители встречаются вместе, чтобы обсудить, как адаптировать образование в отдельно взятом классе, чтобы «особый» ученик чувствовал себя комфортно. В том же Израиле, например, детям с ограниченными возможностями выделяют отдельного психолога, ему помогают волонтеры, и все это, как правило, делается не за счет средств родителей, а за счет государства.

Опыт зарубежных стран показывает, что при правильном подходе многие дети с ограниченными возможностями успешно адаптируются к окружающему миру, поступают в ВУЗы и в дальнейшем способны жить в социуме, строить карьеру и добиваться успехов в самых различных областях.