«Чтобы были клиенты, ты должен заплатить!» Как электрик и бывший заключенный открыли в столице свой бизнес
«Пришел товарищ мой… освободился»
Я родом из Бурятии. Там я и жил до 2018 года, пока не переехал в Москву. И деятельность свою предпринимательскую тоже там начинал.
Образование у меня электротехническое, так что после института я поработал в разных организациях, а потом открыл фирму по электромонтажу. Отработал года два, а потом пришел товарищ мой… освободился.
Посадили его на четыре с половиной года по наркотикам. Но времени он там даром не терял, читал книжки по экономике. В общем, человек вроде одумался, взялся за голову... Так вот, мы встретились, поговорили и сошлись на том, что хотим развития, хотим захватывать незанятые сферы.
Причем сразу договорились, что все делаем легально.
Оттого, что друг мой отсидел, я переживал, что человек может быть склонен как-то по-своему решать вопросы. Поэтому мы отдельно обговорили, что все у нас будет законно и прозрачно.
«Сошлись, скинулись, купили машину»
План был начинать с такси и дальше развиваться. Мы сошлись, скинулись деньгами и купили в Улан-Удэ первую машину. Через год у нас уже было 14 машин.
Это был 2016-й. Такси хорошо пошло, с электрикой я почти завязал и в итоге продал свою фирму. На такси уже работали два менеджера, которые все обслуживали, и моего времени и присутствия это не требовало.
Однако как только у нас появились свободные деньги и время, мы решили пойти по более быстрому пути — заниматься торгами по банкротству, то есть покупкой-продажей автомобилей и квартир.
Отзанимались мы этим где-то полгода. Республика маленькая, все население — где-то миллион. А хочется расти дальше, делать деньги. Вот мы и стали искать другие варианты заработка. Как раз в это время в Томске нам предложили интересную идею…
«Москва притягивает таких, как мы»
При разделке говядины такой отдел желудка, как книжка, обычно выбрасывается. Ведь именно в нем у животного все перерабатывается. Однако китайцы недавно придумали, как эту самую книжку пускать в дело. А это значит что? Что логично стать посредником: забирать и продавать.
Чтобы все это провернуть, мы поехали в Калмыкию. Это шесть тысяч километров от Улан-Удэ, если с заездом в Томск. Но выяснилось, что там нас хотели кинуть. Мутная история — там и полиция, и блатные... Хотели, чтобы мы заключили договор и заплатили сразу за большую партию. А по факту оказалось, что столько книжки нет во всей Калмыкии. По крайней мере на тех бойнях, по которым нас возили.
Так что мы руки в ноги — и из Калмыкии уехали. Тысяч тридцать на этом деле потеряли. А дальше…
Мы давно хотели двигаться дальше, а Москва всегда была городом, притягивающим таких людей, как мы. Посмотрели — до дома ехать шесть тысяч километров, а до Москвы — полторы. И поехали в Москву.
«Это другая страна, и люди тут другие»
Мы планировали заняться в Москве торгами по банкротству, плюс открыть автосервис, чтобы самим с машинами можно было заниматься, для чего арендовали здание напротив Измайловского парка. А еще я попытался электрику здесь запустить. Кроме того, у нас стали ездить такси.
Эта рабочая схема была нам знакома: так же, как и дома, мы начали покупать такси и запускать их. Но наши ожидания и реальность были как небо и земля. Стало ясно: пока ты живешь в регионе, вообще не понимаешь, что происходит в Москве. Это как будто другая страна, и люди тут другие.
В чем разница? Во-первых, Москва — огромный город! В Улан-Удэ население — 400 тысяч человек, и 80 процентов людей живут в частных домах. Многоэтажек мало относительно частной застройки. Доходы вообще другие. Например, мой институтский одногруппник до сих пор работает на заводе с зарплатой девять тысяч рублей. От этого многое устроено совсем по-другому. Нет ни «Макдоналдс», ни KFC, ни многих привычных для Москвы сервисов. Люди очень тугие на подъем. Даже заявленные услуги трудно получить. Я в прошлый раз, когда в Улан-Удэ ездил друзей навестить, полтора часа в аэропорту такси ждал. Никто не хотел ехать. Работы мало, денег нет, а люди не хотят ехать.
«Я сразу про себя все понял»
Что же до бизнеса… Ну вот заказывал я рекламу для своей фирмы по монтажу. На всех площадках размещался и, как правило, везде был первым. На всю рекламу, кроме телевизора, который везде дорогой, в Улан-Удэ у меня уходило десять тысяч рублей в месяц. И я везде первый — по рекламе, по СЕО, если в браузере забиваешь, таргетированная реклама во «ВКонтакте», в Instagram и в остальных соцсетях. А тут я сразу про себя все понял, когда мы Яндекс.Директ настраивали. Цена клика в Улан-Удэ варьировалась от 5 до 50 копеек. Я и тут думал — ничего сложного: сайт сам сделаю, настрою. Ну, чуть дороже будет, увеличим бюджет на рекламу раза в четыре и все то же будем делать. В итоге я все наладил, запускаю сайт в рекламу... И выясняется, что самый дешевый клик в Москве стоит 50 рублей. А чтобы быть на первом месте, как я раньше делал, один клик стоит 500 рублей.
Но дело не только в этом. Бизнес в большом и маленьком городе различается по многим показателям. Например, дома мне выгодно было послать человека, чтобы он тысячи за две что-то починил по электрике. Смотришь обычно: о, недалеко, пешком можно дойти. Даже за 500 рублей можно отправить специалиста неисправность устранить. Другое дело, когда в Москве заявки приходили, и я их отсматривал. Например, за 500 рублей бабушке в Выхино надо поменять лампочку и починить розетку. Мы на тот момент снимали квартиру на Щелковской. Понятно, что вместе с дорогой на такой заказ уйдет полдня — это невыгодно.
Или еще: из-за того, что тут много людей, готовых работать, и большая конкуренция, цена услуг часто ниже. Такие заявки, от которых я в Улан-Удэ отказывался, в Москве приходилось брать.
«Машина отбивалась за три месяца»
Расскажу про такси. Схема у нас дома была вот какой: мы покупали тысяч за сто Renault Logan, пяти-шестилетний, вкладывали в него тысяч 50. Двигатель делали, подвеску, обклеивали, чтобы он хорошенький-красивенький был, ставили на учет, брали страховку, делали лицензию и сдавали в аренду. И после этого от тысячи до полутора тысяч рублей машина ежедневно нам приносила. То есть отбивалась где-то за три месяца. За четыре — сто процентов. И мы думали, что в Москве все будет примерно так же, только машины тут нужны лучше, и аренда будет дороже.
Оказалось, что машины в Москве дороже, это да. Самая плохая тачка, которую мы тут купили, — это Hyundai Solaris. Мы их взяли две, уже желтых, из-под такси, за 400 тысяч. А в день они приносили по 1200 рублей. То есть траты в два раза выше, а прибыль та же.
Почему? Конкуренция! Есть большие таксопарки, которые цену ломают. Соответственно, и мы с такси темпы сбавили.
«Здесь везде узкая специализация»
Автосервис… В Улан-Удэ на любой станции техобслуживания занимаются всеми машинами. Чисто брендовых, на одну марку сервисов там практически нет. А в Москве все наоборот — здесь везде узкая специализация.
Цена услуг в столице примерно такая же, как в регионах. Поменять колодки дома у меня стоит даже, наверное, чуть дороже, чем в Москве. А аренда помещения там в десятки раз ниже. Тысяч за десять можно недалеко от центра снять хороший бокс с ямой, с подъемником. В Москве за такие деньги если только простой гараж можно снять, где ничего не будет…
Заодно и про торги расскажу. Мы думали, людей в Москве больше — значит, больше и обанкротившихся, и можно намного больше заработать на торгах по банкротству. Понятно было, что конкуренция тут выше, но мы и подумать не могли, что она тут настолько бессмысленна и беспощадна.
Мне запомнился такой случай. На Лосиноостровской есть институт, и он распродавал с торгов свои автомобили, в основном «Жигули». Первоначальная цена у них была заявлена тысяч 20. Мы привыкли, что в ходе торгов цена поднимается максимум процентов на 50. Тут же конкуренты взвинтили под 100 тысяч! Это выше рыночных цен на эти же автомобили, и покупка становится нецелесообразной.
«Смотришь на время и отменяешь встречу»
Еще в Москве огромные расстояния, и в этом тоже большой минус. В Улан-Удэ, если появлялисьтри-четыре лота, мы ехали и за один день их отсматривали. И все успевали: и по городу прокатиться, и в район съездить. Здесь смотришь: выскакивает пять-шесть новых лотов. Но один — в Домодедово, другой — где-нибудь в Лобне, третий — в Подольске... И получается, что на один-два лота весь день уходит.
Расстояния тут вообще на многое влияют. Сейчас в Москве я работаю на эвакуаторе, а это значит, что часто на месте должен быть в шесть утра. Возвращаюсь домой я обычно ближе к полуночи… В Улан-Удэ все было иначе.
Мы жили с товарищем на разных концах города. Он с утра, часов в десять, заезжал за мной, и мы ехали по делам. Проверяли менеджеров, смотрели, как они отдают такси, затем успевали на встречу, потом ехали обедать. Набивали план, куда можно съездить, посмотреть имущество либо докупить такси, которое у нас там всегда хорошо «росло». После дел вечером оставалось еще время на тренировку или в гости съездить. Тут же, в Москве, я жил на Щелковской, он — в Новогиреево, не так уж далеко друг от друга. Иной раз надо бы и встретиться, вроде бы вот, рядом, но посмотришь на время — часа полтора-два ехать на машине — и отменяешь встречу.
«Приятель мой в бегах, трубку не берет»
Получилось как: когда мы уже открыли сервис и запустили такси, то сервис больше был на партнере, а такси — на мне. Прорывной идеей для нас стали скидки на «Биглионе»: шиномонтаж в сезон был расписан по минутам, и в день очень хорошо получалось зарабатывать.
В Москве больше работает маркетплейс: чтобы были клиенты, чтобы тебе их привели, ты кому-то должен заплатить. Либо их приносит сарафанное радио, но это когда ты уже долго работаешь. Дома все было не так, там люди часто ориентируются на вывеску, достаточно просто запуститься, повесить шарики и растяжку «Мы открылись». А в Москве так не работает, только если на первой линии арендовать помещение, но это всегда очень дорого.
Кроме того, у нас было очень много сезонных работ: сервис работал в основном на слесарку и шиномонтаж. Чеки маленькие, а клиентов надо привлечь очень много. Стали искать что-то другое, чтобы чеки были больше. Ушли в малярку, покраску автомобилей. Начали пробивать тему работы со страховыми, докупили машины, в лизинг взяли по такси. А еще познакомились с человеком, работавшим в службе собственной безопасности «Мосавтодора». Говоря проще, он был дорожником, который по области чинил покрытие. Он на хороших условиях договорился, что мы будем субподрядчиками у тех компаний, которые уже много лет выигрывают тендеры на ремонт их техники.
«Деньги всегда можно заработать»
И дела наши пошли в гору! Правда, до того самого момента, когда товарищ уговорил меня взять сервис в Астрахани. Мы посчитали — все получается. Московский свой сервис сдали, ушли оттуда, а машины стали эвакуатором в Астрахань возить и делать там все на своем сервисе, под который я кредитовался. Вначале все шло хорошо, а потом все посыпалось одно за другим.
Приятель мой, несмотря на обещания, начал в этом гараже заниматься не самыми прозрачными делами. В феврале прошлого года его приняли под Питером. Он этот вопрос еле решил, а по долгам со мной пока так и не может рассчитаться, так что на звонки часто не отвечает.
Такси с начала коронавируса тоже сильно просели. Дорожники за несколько последних сделанных машин так и не расплатились. Астраханский гараж заглох, а кредит выплачивать надо… Тяжело! Я в Москве на эвакуаторе работаю, жена родила, у нас теперь маленькая дочка. Но банкротиться я не стал. Договорился с банком, кредит отсрочили. Правда, за время отсрочки еще тысяч 200 набежало. Но это ничего.
Я работаю, настрой боевой, выплачу. Деньги — их же всегда можно заработать. План такой: с кредитами расплачусь, и будем в свой домик за город перебираться. Для семьи с ребенком это самый подходящий вариант. Москву я оставлять точно не собираюсь. Много идей, но пока они все на втором плане. Сначала с банком надо расплатиться.