МОСЛЕНТА поговорила с пилотом легкой авиации о частных взлетных полосах в Подмосковье, «Русских гонках» и 62-х участницах всероссийского авиадевичника. Юлия Крылова, пилотирует реактивный Л-29. Первая женщина в мире, принимавшая участие в гонках на реактивном самолете «От каждой дачи рулежная дорожка ведет на взлетную полосу» Недавно мы с мужем купили самолет Bonanza и теперь не ездим, а летаем из Москвы на свой любимый аэродром с медведем. Например, на прошлой неделе у нас был перелет Мячково — Новинки — Калуга. Я думала, что знаю все подмосковные аэродромы, но оказывается — нет, так что стала вести список. Появляется все больше и больше частных. Люди, которые считают себя интровертами, закапываются в лесах, и периодически узнаешь: оказывается, тут аэродромчик, там...Есть такое «Сонино» на границе Московской и Тульской областей. Люди построили там дачи, и каждый дом совмещен с ангаром, в котором стоит самолет. От каждой дачи рулежная дорожка ведет прямо на взлетную полосу. Все это находится в лесу, и там же у них клумбы, грядки, дети. То есть они в этом «Сонино» проводят и выходные, и отпуска. Аэродромов в Подмосковье стало появляться больше, про два таких частных я как раз сегодня хотела выяснить. Раньше на реактивном Л-29 мы мало куда могли слетать в гости, полоса нужна большая, желательно бетон или асфальт. 600-700 метров впритык хватает, чтобы сесть, в то время как на многих аэродромах полоса 400-500 метров. Теперь на Bonanza мы более мобильны, можем летать в гости. И я все больше узнаю о частных аэродромах, появившихся в результате того, что человек зарегистрировал посадочную площадку. Я знакома с несколькими пилотами, у которых на даче вертолетная посадочная площадка прямо у дома. И сейчас узнаю все больше о людях, которые так оформили полосу для своего самолета. К ним начинают присоединяться другие, и если человек вложился, что-то сделал, то потом все расходы делит с единомышленниками, которые селятся рядом и начинают уже совместно вести все это хозяйство. «За час Л-29 сжигает тонну керосина, а это 50 тысяч рублей» История повторяется: мой супруг — копия папы, проделал такой же путь. Папа закончил МАИ, потом много лет работал не в авиационной сфере. А в 50 лет решил, что если не начнет летать, то этого себе не простит. Отучился, и потом крутил у нас над домом бочки, петли — это было его хобби. Мы с сестрой, как и наши дочки сейчас, с детства привыкли, что можем полететь купаться куда-то на самолете, тогда это был Як-18т. Садились в разных полях, на берегу речек. Прилетев на самолете, останавливались с ночевками, с палатками.После этого у меня тоже был долгий путь, далекий от авиации: сначала университет, потом я в Германии училась. А когда вернулась в Россию, то было такое впечатление, что все вернулось на круги своя. Я встретила человека, который практически полная копия моего папы. И квартира у нас теперь в том же районе, где жили мои родители. Антон тоже закончил авиационный вуз, но никогда не работал в этой сфере. Правда, он пилотом стал раньше, чем папа. Ему друзья сказали: «Чего ты так самолеты любишь и не летаешь? Как это так? Безобразие, надо исправлять». Он стал ездить на аэродром, а потом и мне говорит: «Через год у тебя самостоятельный вылет». Я не очень поверила, — думала, мне достаточно будет того, что летает он. Но как только села в Л-29... Этот самолет, кстати, очень многим девчонкам привил любовь к авиации. Если листать ленты девушек-пилотов, у многих они начинаются с ознакомительного полета на 29-м. Этого бывает достаточно, чтобы заболеть небом. Затем часто начинают летать на поршневых самолетах, но дикое желание летать самой зарождает именно реактивный Л-29. Наверное, и у меня так же произошло. То есть, когда я летала на других самолетах, мне все очень нравилось, но почему-то не было такого горячего желания стать пилотом. «Дельфины» — они именно девчонок в небо затягивают.Я бы с удовольствием летала больше, но мы и так весь семейный бюджет сжигаем в прямом смысле. Поэтому я каждый раз решаю, что сейчас надо оттренировать, дроблю задачу и летаю минут по 20-30. Конечно, я бы это делала часами, но не всегда могу себе такое позволить. Потому что за час Л-29 сжигает тонну керосина, а это 50 тысяч рублей. Пытаюсь, конечно, привлечь спонсоров: у нас на аэродроме есть спартаковский самолет, и я, например, ставила их хештег у себя в Instagram. И нефтедобывающие компании, думаю, могли бы сделать так, чтобы керосина побольше было. Шутила: дарите мне на день рождения керосин! Иногда я в комментариях встречаю такую позицию: везет, конечно, летать тем, кто может себе это позволить. И другие бы тоже летали, если бы деньги были. На это я отвечаю: зайдите в московский магазин Hermes и спросите, какая сейчас очередь на сумочки Birkin определенной модели. И узнайте, сколько они стоят. И посмотрите на рейсах в Куршевель, сколько девушек с этими сумочками. Так что есть у московских девушек на что летать. Только тратят они эти деньги не на полеты. «62 девушки-пилота со всей России» Москве есть чем гордиться в пилотаже, в первую очередь на ум приходят группа «Первый полет» и Светлана Капанина с Ириной Гришиной. Они сейчас живут здесь и тренируются в Подмосковье. У супруга тоже есть пилотажная группа, они такие друзья-пилоты. И я поняла: здорово, если бы появилась такая же женская летная тусовка, как у них. Когда я летала в Новинки и в Питер, на аэродром Гостилицы, то везде встречала одну-двух девушек-пилотов. С кем-то знакомилась, когда они прилетали к нам в гости. Девушки интересные, все очень красивые, но виделись мы мельком. И мне показалось, что будет здорово собраться всем вместе, пообщаться.И в этом году, 5 сентября, я организовала авиадевичник в Орешково. Почему-то думала, что будет человек 10, ну — 20, соберемся небольшой компанией, девчонками-пилотами. А когда сделала анонс, мне стали писать со всех уголков России: из Белгорода, из Тюмени, из Краснодара — оттуда достаточно взрослая летчица приехала с молодыми девчонками-пилотами. Я не ожидала такого отклика и масштаба: к нам приехали 62 девушки со всей России. Среди них были и авиатриссы — заслуженные летчицы СССР, известные, с большим налетом. Так что из девчачьего междусобойчика все это превратилось в событие всероссийского масштаба. Есть старая гвардия, которая давно друг друга знает, а мы в какой-то момент оказались новичками. Сейчас людей прибывает все больше, и мы стараемся организовывать мероприятия, чтобы всех перезнакомить. Такие встречи очень нужны, чтобы было проще, когда нужно лететь в какой-то район или область. Во время карантина это было особенно актуально: в Ростов-на-Дону, Ейск, Воронеж, Волгодонск, в Крым — да куда угодно можно летать! И гораздо проще, когда вы человека там знаете. Позвонили, сказали: «Василий, мы летим. Топливо нужно будет такое-то, заправьте нас, пожалуйста. Мы после посадки у вас полетим дальше». И очень приятно так сесть, дозаправиться, попить чаю-кофе, пообниматься, подарить друг другу тортики и полететь дальше. Сейчас путешествия примерно так и выглядят.Если за границей так путешествовать, то до Штатов, например, удобно добираться регулярным рейсом, а уже на месте брать в аренду самолет или летать с кем-то. Просто показать детям, как это у американцев происходит. Я знаю пилотов из Питера, которые любят летать в Хорватию. Говорят, что гораздо проще все происходит с тем же паспортным контролем, когда ты прилетаешь на своем самолете. Штампик поставили — и побежал купаться. У меня такого опыта пока нет, рассказываю с чужих слов. У нашей семьи в планах максимум Европа пока стоит. «Одна в большом мужском коллективе» Девчонок, которые пришли в авиацию, я бы не назвала пацанками. Они все достаточно женственные, но так или иначе привыкшие к тому, что часто находятся именно в мужском обществе. Нам тут комфортно, хорошо. Конечно, получаешь большую порцию внимания. Супруга моего это никоим образом не смущает, наоборот — он мной гордится. Мы вместе ездим на аэродром, летаем вдвоем: парный, параллельный полет с ним — это вообще что-то невероятное. Даже если я оказываюсь одна в большом мужском коллективе, он всегда гордится, что я рядом. Когда я, первая и единственная из девушек, участвовала на своем Л-29 в «Русских авиационных гонках», все было именно так. Вижу, что другие мужчины иногда ему завидуют, потому что тоже очень хотят одно хобби на двоих с любимой. Мне часто об этом говорят и пишут, когда я в Instagram общаюсь с подписчиками.Я даже несколько раз делала посты знакомств, потому что такое количество мужчин предлагают руку и сердце до сих пор... А вокруг столько незамужних девушек, что всегда хочется поделиться: зачем мне столько внимания — смотрите, какие еще рядом девчонки-то есть! Так что я одиноких девушек всегда зову в нашу авиасферу. Говорю, что там много сильных, красивых, интересных мужчин, которые ищут спутницу жизни. Никакого шовинизма или чего-то такого я не встречала, всегда уважительно мужчины относятся. Скорее разделение проходит по другому признаку. Военные летчики на пенсии, например, по-доброму, по-хорошему завидуют тем, кто сейчас летает. Независимо от пола, независимо от того, что я женщина. Так же они относятся и к мужчинам, которые сейчас могут себе позволить полеты. Потому что у них есть тоска по небу. Иногда в больших собраниях «старичков» и «молодых» пилотов нас могут заваливать экзаменационными вопросами: «Вот ты летаешь, а знаешь ли ты вот это? А можешь ли сделать вираж с креном 90? Объясни, возможно это или нет? И если невозможно, то почему». Чувствуешь себя как на экзамене, когда тебя валят. Пытаешься выкрутиться, правильно ответить. Иногда быстренько напишешь кому-нибудь из пилотажной группы «Стрижи», например: «SOS! Help! Как правильно ответить?». Они обычно сразу присылают подсказку. «Все очень гордятся, что их директор летает» Как Дева по гороскопу и человек рациональный, я, может, воспринимаю происходящее не так романтично, как многие вокруг. Вижу, что и я, и ребята, которые приезжают на аэродром, — все мы избавляемся от стрессов, тревог и страхов, накопившихся за городскую неделю. Взлетаем и обо всем этом забываем. В любую пасмурную погоду пробиваем облака и получаем свою порцию солнечного света. Это так здорово, что какая бы серость ни была над нами на земле, в любой момент можно подняться к солнышку, искупаться в облаках и снова вернуться, когда тебе уже хорошо, ты уже заряжен.Я много думала, что за всем этим у меня стоит, какая мотивация? Училась на геолога, но в геологии не осталась. Характер, наверное, отчасти папин, повторяла его путь — как и он, работала генеральным директором в достаточно больших компаниях. А когда ты генеральный директор, то рядом всегда есть первоклассные юрист, бухгалтер, инженер. Я с уважением относилась к этим людям, и ко мне все очень хорошо относились. Но в то же время осознавала, что работаю на такой позиции, про которую у нас в России любой думает: «Я на этом месте все делал бы лучше». Ведь у нас каждый прекрасно знает, как управлять государством, играть в футбол и руководить компанией. И вот, во мне жил комплекс, что я не стала узким специалистом. Да, я менеджер, генеральный директор, управляю процессами, собираю ниточки воедино, но по любой специальности всегда рядом есть тот, кто разбирается в этом лучше тебя. По каждому вопросу обращаешься к специалисту. И мне всегда хотелось делать что-то такое, чего коллеги не делают. Сейчас мой партнер — первоклассный дизайнер, очень талантливый человек. Когда я стала летать, то и в его глазах увидела дополнительное уважение. Знаю, мои сотрудники очень гордятся, что их директор летает. Мне это, наверное, дало дополнительную уверенность в обычной жизни. «Идеальное время для девчонок приходить в авиацию» Сейчас очень классное время, когда у каждой девчонки есть возможность занять свою нишу в легкой авиации. Мне повезло: я хоть и новичок, но уже привлекла к себе внимание, потому что единственная в России летаю на реактивном самолете. Уж из любителей — точно. Постепенно выяснилось, что я единственная не только в России, но и в ближайших государствах — Украине, Белоруссии и даже странах Персидского залива — пилоты оттуда мне уже про это написали. Так получилось случайно, просто оказалось, что поблизости никто из девушек больше на реактивных самолетах не летает.У моей подружки на прошлой неделе был первый самостоятельный вылет на гидросамолете. Многие мужчины пишут ей поздравления: «Ты первая девушка, в России больше никого не знаем, кто летает на лодках». И так, наверное, сейчас у каждой — каждая из женщин-пилотов находится в своей нише. У нас даже, как мне кажется, нет какой-то конкуренции, потому что кто-то на Boeing, кто-то на Aerobus, кто-то профессионал, кто-то любитель, кто-то так деньги зарабатывает, а кто-то, наоборот, на это только тратит. Мне, например, нравится пилотаж, и все выходные мы с семьей проводим в Калуге. Взлетели — и крутимся над аэродромом, оттачиваем мастерство. А для кого-то наоборот, самолет — средство передвижения, они на нем путешествуют. Та же девушка на гидросамолете собирается в кругосветку с подружкой. Так что сейчас идеальное время для девчонок приходить в авиацию. Я думаю, не все ниши заняты, и каждая может чувствовать себя в этой сфере особенной. Делать то, что никто больше не делает.