«Раньше здесь не было пустыря». Зачем библиотекари решили рассказать забытую историю московских сел
«Москва не сразу строилась», — поется в известной песне. И это правда, ведь на месте многих столичных районов еще совсем недавно стояли села. Те самые села городов. Изучить, как век за веком они вливались одно за другим в столицу и становились неотъемлемой частью главного российского города, и есть задача медиапроекта. На его сайте уже можно почитать данные об уникальной истории, культуре, традициях и даже кулинарные рецепты семи наиболее значимых бывших сел Восточного административного округа столицы — Измайлово, Преображенское, Гольяново, Ивановское, Вешняки, Пекуново-Перово и Богородское.
«Это уникальный краеведческий медиапроект, — считает публицист, телеведущий, политический консультант и победитель огромного количества интеллектуальных игр Анатолий Вассерман, лично поддержавший инициативу. — Он популяризирует и собирает информацию о населенных пунктах, исторически располагавшихся на территории Восточного округа Москвы, а в дальнейшем затронет и весь город. Несомненно, важно знать историю места, в котором живешь, и передавать ее через поколения, ведь утрата культурного наследия неизбежно приведет к духовному оскудению, разрывам исторической памяти». Вассерман предложил москвичам присылать ему исторические сведения и другую справочную информацию о своем районе для создания архива.
«Эти населенные пункты имели свои традиции, свою историю, свои какие-то кулинарные рецепты, присущие только этому маленькому местечку. А сейчас это все забывается. Поэтому цель проекта — собрать ту информацию, которую мы еще можем сохранить, чтобы передать нашим потомкам. Любой ваш рассказ, фотографии или какое-нибудь воспоминание о том, что вам рассказывали в детстве, может помочь в воссоздании единой картины того, что было здесь и с чего возникла Москва», — обратился к жителям города один из авторов онлайн-ресурса, директор центральной библиотечной системы ВАО Олег Жадёнов. И добавил, что в перспективе организаторы планируют издавать книги, проводить кулинарные конкурсы и ежегодный тематический фестиваль.
Рассказ о каждом из сел, попавших в медиапроект, состоит из четырех разделов: «История», «Культура», «Традиции» и «Кулинарная книга». Читая их, москвоведы могут получить довольно много интересной информации.
Вот, скажем:
«Измайлово — куда больше чем просто "село в городе Москве"! Эта обширная царская вотчина простиралась от Соколиной Горы до Черкизова…
По одной из легенд, тут в XIV веке жил некий Измаил Прокопьевич, потомок ханского рода из Золотой Орды, чье имя и дало название месту.
Тихо жило Измайлово до 1917 года, а потом в нем произошло то же, что и со всей страной… В бывших царских пенатах, на острове, устроили рабочий городок и дали ему имя революционера Баумана. Покровский собор на острове закрыли. Москва постепенно поглотила село, частный сектор уходил безвозвратно, росли большие дома-человейники… Но не все было так грустно! Ставшие старожилами обитатели острова с радостью вспоминали детство в почти сказочных декорациях… вспоминали рыбалки, обширные цветники».
Или, к примеру, получить информацию о том, что когда Измайлово расцвело при царе Алексее Михайловиче, «царь-садовод» насадил в нем обширные тутовые сады, и шелковичное варенье было одним из излюбленных на царском столе.
«Простой, но с хитростью, рецепт таков, — говорится на сайте. — Берем на 1 кг шелковицы 1 кг сахара. Со зрелых плодов ножницами удалить хвостики (увы, на помощь слуг нам уже не надеяться!). Ягоды промыть несколько раз в холодной воде и дать воде сойти. В миске для варки варенья засыпать ягоды сахаром и оставить на 2-4 часа для пропитки. Потом поместить миску на маленький огонь и дождаться полного растворения сахара. Затем огонь увеличить до среднего и варить 10 минут от начала кипения, снимая пенку (она — особое лакомство!). Потом огонь выключить и оставить варенье на 2 часа. Затем снова поварить, уже 5 минут, и снова оставить на 2 часа. Затем слить половину сиропа (и сделать из него морс, к примеру) и поварить на очень маленьком огне еще 20 минут. Остальное — как обычно: расфасовать по стерилизованным банкам, закатать, охладить в перевернутом виде и… либо сразу «по-царски», большими ложками (лучше деревянными), либо дотерпеть до холодов…»
Раз уж речь про Измайлово, рассказывается на сайте и о том, как некогда здесь было развито пчеловодство, или как здесь же, в этом самом селе, зарождалось русское мореплавание. Вот как это было: весной 1688 года юный царь Петр осматривал измайловское хозяйство и, как писал он сам, «случилось нам быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тиммермана), что это за судно. Он сказал, что то бот английский… что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно». Голландский корабел Карштен Брандт починил ботик, и Петр учился управлять им на Яузе и на Просяном пруду в Измайлово… Тогда у царя и зародилась мечта о создании русского флота.
Гольяново? Читаем про него: «В 30-60-х годах ХХ века Гольяново было пригородным центром свиноводства, и холодец из свиных ножек, несомненно, был одним из почетных участников праздничного стола». А еще здесь делали другой специалитет — квас из березового сока.
Преображенское? «На берегу Яузы, рядом с местом, где в XVII веке стоял дворец царя Алексея Михайловича, а в 1672 году был устроен и первый русский театр со спектаклями на исторические и библейские темы, ныне стоит величественный театрально-концертный зал Дворец на Яузе». А дальше читаем про иное: «В большой старообрядческой общине, проживавшей в этих краях у Москвы, был свой стол. Строгий, но полезный. Одним из важных блюд, особенно в зимний период, были оладьи из квашеной капусты, а, как известно, квашеная капуста — лучшее средство от цинги, если животных белков недостаток. Этот овощ вообще был главным у ревнителей древней веры, ведь картошку и прочие когда-то заморские плоды земли они считали "дарами от лукавого"… Капусту следует порубить, добавить пару яиц, немного простокваши или сыворотки, иначе оладушек не выйдет пышным, добавить чуток соды, муки, по вкусу — соли. Жарить на подсолнечном масле. Потом, когда капуста подтушится, на 20 минут поставить закрытую крышкой сковороду в разогретую до 150 градусов духовку, раз уж русской печи нет».
В общем, сведения тут есть на любой, не только кулинарный вкус.
Человеком, которому пришло в голову собрать всю эту информацию и структурировать ее, оказалась Татьяна Погосян, заведующая московской библиотекой № 86, что находится в Измайловском проезде.
«Да, это и правда моя идея, — признается Татьяна МОСЛЕНТЕ. — Как бы это громко ни звучало, мне хотелось рассказать об истории малой родины. Понимаете… Вот мы ходим по району, видим, как в нем на месте пустырей растут новостройки. Но ведь раньше здесь не было пустыря! Здесь стояли села, в каждом из которых существовали свои традиции, своя культура. Причем получилось как — я всю жизнь прожила в центре Москвы, но некоторое время провела на востоке столицы, в Измайлове: мне нужно было часто кормить своего ребенка, вот я перебралась поближе к работе. И поняла, что центр и окраина — это две совершенно разные Москвы, несмотря на единую систему, в которой мы все существуем. Тут все немножко другое. И вот эти ощущения мне и захотелось передать, понять, откуда они возникают, что за всем этим стоит».
В начале декабря прошлого года Татьяна Погосян начала собирать информацию о селе Измайлове. Ходила по архивам, разговаривала с людьми. Начала привлекать к этому коллег. Затем подключила к делу члена Русского географического общества, писателя Сергея Смирнова, задачей которого стало писать для проекта тексты.
«Теперь наша задача — распространить проект и на другие московские районы, — говорит Татьяна. — Мы сделали рассылку по всем округам столицы. Нам уже прислал какую-то информацию Юго-Восточный округ. Мы на связи с Юго-Западным округом. На очереди, надеюсь, другие, потому что запрос от читателей очень большой. Ведь все москвичи хотят кликнуть и почитать: а что у меня тут было за село, какое ремесло в нем было популярно, что здесь готовили? Вот вам интересно? То-то же!».