Опубликовано 09 сентября 2023, 00:01
7 мин.

Топ-10 главных достижений Москвы за минувший год

За год, прошедший с предыдущего Дня города, Москва профинансировала, довела до победного конца работы и сдала тысячи городских объектов. Отремонтированы и построены сотни новых поликлиник и школ, благоустроены километры набережных, десятки парков и районов города. «Мослента» вспоминает главные мегапроекты, ставшие самыми большими достижениями Москвы за это время. Среди них — запуск столичного электрофлота и Большой кольцевой линии метро, возрождение завода «Москвич» и открытие флагманских центров экстренной помощи при крупных городских больницах.
Топ-10 главных достижений Москвы за минувший год
Фото: Виктория Поликарпова / Коммерсантъ

Открытие Большой кольцевой линии метро (БКЛ)

1 марта для пассажиров полностью открылась Большая кольцевая линия, ставшая самой протяженной кольцевой линией метро в мире. В состав БКЛ входят 70 километров путей, 31 станция и три электродепо.

Это самый большой и трудный проект за всю историю метростроения, объединивший в единую транспортную систему линии метро и пути железной дороги. С БКЛ можно пересесть на 20 станций 11 радиальных линий метро, три станции Московского центрального кольца. Также доступны 13 пересадок на станции железной дороги и восемь пересадок на Московские центральные диаметры.

Станция «Сокольники» Большой кольцевой линии Московского метро

Станция «Сокольники» Большой кольцевой линии Московского метро

© Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Новое кольцо улучшило транспортное обслуживание 15 миллионов жителей Москвы и Московской области.

35-45
минут

ежедневно экономят пассажиры благодаря БКЛ

Благодаря запуску БКЛ Кольцевая линия московского метро разгрузилась на четверть, радиальные направления — на 22 процента, а Московское центральное кольцо — на 20 процентов.

Колесо обозрения «Солнце столицы»

Самое большое колесо обозрения в Европе заработало в сентябре прошлого года на ВДНХ. Теперь на Москву можно полюбоваться с высоты 140 метров, в хорошую погоду видимость открывается на 50 километров.

Билет стоит 1350 рублей, и за 18 минут 40 секунд, за которые «Солнце Москвы» делает полный оборот, можно найти и рассмотреть более 30 городских достопримечательностей. В кабинках проводят детские праздники, романтические свидания, фотосессии и даже свадьбы.

15
человек

размещаются в каждой из 30 кабинок колеса

Колесо работает круглый год, отключать его планируют только при температуре ниже -10 и выше +40 градусов.

Сегодня это самый популярный аттракцион в городе. Когда 6 сентября на сайте «Солнца Москвы» был анонсирован розыгрыш бесплатных билетов на День города, за сутки на нем было заполнено более 60 тысяч заявок.

Вид со смотровой площадки Останкинской телебашни на колесо обозрения «Солнце Москвы» и территорию ВДНХ.

Вид со смотровой площадки Останкинской телебашни на колесо обозрения «Солнце Москвы» и территорию ВДНХ.

© Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Строительство городского вокзала «Нижегородская»

Для транспортно-пересадочного узла «Нижегородская» в Департаменте транспорта даже придумали отдельное название – городской вокзал, настолько выдающимся явлением он стал в транспортной системе Москвы. Его первая очередь была открыта в марте 2020 года одновременно с продлением Некрасовской линии метро и открытием станции «Нижегородская».

В 2023 году продолжилось расширение ТПУ, уже сделавшее его одним из крупнейших в Европе.

Он станет самым большим в Москве и свяжет сразу несколько транспортных артерий столицы: МЦК, Нижегородское направление МЦД-4, метро, в том числе БКЛ, Рязанский проспект и строящийся участок МСД от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта.

Вокзал будет максимально комфортным для горожан. Уже готов пассажирский терминал, между всеми видами транспорта предусмотрены пересадки без выхода на улицу. В ближайшие три года там появятся офисное здание с паркингом и торгово-развлекательный центр.

Ввод МЦД-3 и МЦД-4

Москва продолжает развивать железнодорожные линии, связывающие ее с ближайшим Подмосковьем. На основе существовавших линий электричек создается система Московских центральных диаметров, образующих единую транспортную систему со столичным метро и МЦК.

Первые два направления заработали еще в ноябре 2019 года: МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск).

Тогда москвичи впервые смогли оценить комфортность новой системы: удобные пересадки, единая система оплаты с метро, современные новые поезда и стабильное расписание движения без перерывов в середине дня, характерных для электричек.

Поезд на железнодорожной станции «Авиамоторная» третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»).

Поезд на железнодорожной станции «Авиамоторная» третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»).

© Фото: Софья Сандурская / ТАСС

В этом году Московская система МЦД удваивается. В августе началось движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», и в ближайшее время планируется открытие МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Метро «Аэропорт Внуково»

6 сентября открылись станции метро «Аэропорт Внуково» и «Пыхтино». Сотням тысяч людей стало удобнее добираться до работы и дома, теперь они могут экономить на дороге до 60 минут в день. Главное, что при этом существенно сократилось время в пути из аэропорта в Москву.

40
минут

занимает теперь дорога от станции «Аэропорт Внуково» до «Делового центра»

Впервые в России метро пришло в аэропорт. Путь от Внуково до центра Москвы стал экономным и комфортным, а транзитные пассажиры получили возможность быстрее перемещаться между аэропортами.

Станцию метро интегрировали в аэропорт полностью. Через подземный переход можно выйти в Терминал А, а также в подземный терминал Аэроэкспресса, на привокзальную площадь и к 1-й Рейсовой улице.

Открытие новых станций позволило разгрузить прилегающие Киевское и Боровское шоссе. Свободнее станет на станциях метро «Рассказовка» Солнцевской линии и «Саларьево» Сокольнической линии.

Запуск пассажирского электрофлота

Этим летом в Москве заработал современный флот электросудов с сетью причалов, которые одновременно являются их зарядочными станциями. Инновационный речной транспорт теперь будет работать в столице круглый год.

Регулярные речные маршруты в Москве перестали работать в 1991 году, и теперь после долгого перерыва произошло их второе рождение, на этот раз полностью на электрической тяге.

20 июня открылся первый маршрут «Киевский — Сердце столицы». Этой осенью обещают запустить и второй маршрут — от Автозаводского моста до Печатников.

Электрический речной трамвай «Синичка» на Москве-реке.

Электрический речной трамвай «Синичка» на Москве-реке.

© Фото: Иван Шаповалов / Коммерсантъ

Аналогов этому проекту в мире пока нет. Современным экологичным электросудам, оснащенным на верфях Санкт-Петербурга, дали имена по названиям малых рек Москвы: «Сетунь», «Неглинка», «Филька», «Синичка», «Сходня», «Раменка», «Пресня», «Грачевка», «Химка» и «Яуза». Все их основные элементы, включая двигатели, произведены в России.

Изначально проезд стоил 350 рублей, но с сентября цену снизили до 150 рублей в любой день.

Кинопарк «Москино»

Еще одним мегапроектом, развернувшимся в Москве в этом году, стало возрождение Киностудии имени Горького и создание крупнейшего кинокластера мирового уровня.

Гигантский кинопарк «Москино» для проведения натурных съемок под открытым небом возводится на территории Всероссийского института металлургического машиностроения имени академика Целикова в Троицком административном округе.

300
тысяч кв. метров

общая площадь двух студийных площадок

Стимулом для того, чтобы вести работы по созданию новой базы отечественной киноиндустрии, стал уход западных киностудий с российского рынка.

Участниками кинокластера станут киностудии, медиакомплексы, кинокомпании, зарегистрированные в Москве, а также предприятия, предоставляющие в аренду реквизит и оборудование. Состоять он будет из павильонов, высокотехнологичных киностудий и натурных площадок для съемок, часть из которых уже построена. Конечная цель этого мегапроекта — в разы увеличить отечественное кинопроизводство.

Возрождение завода «Москвич»

После того, как в марте прошлого года французская компания Renault заявила о том, что покидает российский рынок и сворачивает производство в цехах завода «Москвич», крупнейшее столичное предприятие автопрома оказалось на грани исчезновения. Став собственником автозавода, московское правительство начало принимать меры по возрождению производства, для чего заключило соглашение о технологическом сотрудничестве с ПАО «КамАЗ».

Московский автомобильный завод «Москвич»

Московский автомобильный завод «Москвич»

© Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

Таким образом столичный автозавод получил возможность разместить на отечественных производствах заказы по производству компонентов для своих авто- и электромобилей.

Планируется, что возрождение «Москвича» будет проходить в три этапа. На первом из них, начавшемся в декабре 2022-го, завод приступил к крупноузловой сборке автомобилей «Москвич-3» и электромобилей «Москвич-3е».

В конце этого года начнется монтаж современной роботизированной сварочной линии, необходимой для сварки и окраски. Помимо этого, планируется отладка и начало производства в России аккумуляторной батареи. Параллельно совместно с ПАО «КамАЗ» ведется разработка собственной платформы российского электромобиля.

Открытие флагманских центров Склифа, ГКБ имени Вересаева и Филатовской больницы

В этом году в Москве во всю силу развернулась программа модернизации экстренной медицинской помощи. В марте открылся и принял первых пациентов флагманский центр при институте имени Склифосовского, который этим летом отметил свое столетие.

В начале января подобный центр открылся при городской клинической больнице имени Вересаева, а 5 сентября — при 15 городской клинической больнице имени Филатова.

Всего таких центров в столице откроют шесть, вскоре они появятся при ГКБ имени Боткина, ГКБ № 1 имени Пирогова и ГКБ имени Буянова.

Больницы для размещения флагманских центров выбрали так, чтобы максимально сократить время доставки экстренных пациентов из любого района Москвы.

Каждый центр — это полноценная больница с приемным отделением, операционными, реанимацией и тысячами единиц современного оборудования.

Новые центры позволят оказывать эффективную и своевременную помощь каждому второму экстренному пациенту — это более чем 500 тысяч человек в год.

Итоги реставрации и комплексного благоустройства Дворца пионеров на Воробьевых горах

Итоги реставрации и комплексного благоустройства Дворца пионеров на Воробьевых горах

© Фото: Максим Мишин, пресс-служба мэра и правительства Москвы / АГН «Москва»

Ремонт Московского дворца пионеров

Первый памятник советского конструктивизма, Московский дворец пионеров на Воробьевых горах в 1961 году открывал лично Никита Хрущев. С тех пор все семь его корпусов стояли без капитального ремонта. Два из них обновили пару лет назад. А в этом году, наконец, работы провели и в пяти остальных корпусах дворца. Капремонт сделали в планетарии, большом концертном, выставочном и большом гостином зале, театральном блоке и других помещениях. Восстановили исторический облик фасадов, отремонтировали внешние и внутренние стены, лестницы, перекрытия и полы, кровлю и козырьки.

Дворец получил новую студию звукозаписи для ансамбля имени Локтева, а перегородки между классами стали прозрачными — теперь они выполнены из небьющегося стекла.

Подробнее о Дворце пионеров — в материале «Мосленты».