«Улица не очень привлекательная». Почему не получилось превратить знаменитый Арбат в главную пешеходную зону столицы
Реконструкция и превращение Арбата в пешеходную зону
Идею превращения некоторых московских улиц в пешеходные зоны разрабатывал архитектор Алексей Гутнов. Эскизный план Арбата был создан в 1980 году.
Чтобы реализовывать его на местности, при «Моспроекте-2» создали специальную «Мастерскую № 9». В нее входили архитекторы, которые сегодня известны как мастера с собственными архитектурными бюро: Михаил Хазанов, Александр Асадов, Александра Суворова, Татьяна Арзамасова.
Они хотели, чтобы проект был не фасадный, а инфраструктурный, и захватывал в том числе переулки. Была проведена кропотливая исследовательская работа с архивами, с историями семей. Архитекторы выясняли, как была организована здесь жизнь раньше, хотели даже что-то реконструировать.
В итоге всю эту деятельность очень быстро свернули. Оказалось, что понадобилось «оправдать площади», заявленные в проекте. То есть реализовали вариант, который был ближе к первоначальному, эскизному плану.
Про это Окуджава сказал: «Арбат офонарел»
В итоге были сделаны потемкинские деревни — нарядные фасады и фонари по центральному пешеходному маршруту. А все, что дальше — и квартиры внутри, и переулки по сторонам, — осталось не увязано с жизнью этой линии.
Это и сейчас чувствуется: пока доходишь до Арбата, ты в одной Москве, но, попав туда, оказываешься в каком-то совсем другом месте. Переходишь эту улицу, и дальше снова начинается привычная Москва. Составителям первого проекта хотелось такого эффекта избежать, но был реализован проект мастерской Алексея Гутнова. В итоге мы имеем то, про что Булат Окуджава сказал: «Арбат офонарел».
Расселение по всей Москве в 1963 году
Делая проект «Москва без окраин», мы обращаемся к архивным материалам, документальным источникам и свидетельствам. Но важная часть всего проекта — это личные истории людей, что называется, «устная история», долгие интервью с воспоминаниями о том, какой раньше была жизнь в районе.
На Арбате сейчас живет мало людей, которые там родились. Во-первых, потому что там было очень много коммуналок, которые расселили. Во-вторых, в связи с прокладыванием в 1963 году Калининского проспекта, из-за чего многие дома тоже расселяли, причем жителей отправляли в другие районы Москвы.
Да, конечно, были квоты, гласные и негласные распоряжения, согласно которым в этом же районе давали жилье коренным жителям, тем, у кого и родители родились на Арбате. Но учитывая, что это в основном были коммуналки, в которых жило семей по 20, а то и больше, на всех мест в районе не хватало.
Для проекта «Москва без окраин» я брала интервью у людей, которые сейчас живут в самых разных районах города. И при этом все детство, юность, зрелые годы у них прошли на Арбате.
В итоге мы в экспозиции решили отталкиваться еще и от истории утраты. Поэтому главная тема выставки — старое и новое на Арбате.
Арбат — сплошные задвоения
Удивительная история: Арбат — это сплошные задвоения. Две улицы Арбат — старый и новый, в метро две станции «Смоленские», и две — «Арбатские».
С метро объяснение простое — в 1935 году открывается голубая линия метро, которую мы знаем как Филевскую. Открывается станция «Арбатская» с павильоном в форме пятиконечной звезды. Но потом линия закрывается, и когда построили параллельно Арбатско-Покровскую линию, другую станцию переименовали и назвали «Арбатской», а эта была закрыта. Но потом она открылась, и теперь у нас две станции с таким названием. Такая же история со «Смоленской».
Так что полное зазеркалье: два Арбата, две «Арбатские», две «Смоленские» и много связанных с этим казусов, когда люди не туда выходят или путают место встречи
У задвоения улиц другое объяснение. Есть легенда, что Новый Арбат был идеей Хрущева. Он вернулся с Кубы, из поездки по Гаване, и попросил сделать в Москве так же. Там ему очень понравились широкие проспекты с высокими модернистскими зданиями.
Много знаковых школ
На Арбате много знаковых школ. 57-я в этот район не входит, граница ее изящно огибает, что странно — могла бы тоже войти. Но и без нее там много школ, важных для российской системы образования. В частности, Медведниковская гимназия, построенная на деньги иркутских купцов. Первоклассное, суперсовременное здание, до последнего времени функционировавшее как школа. Очень многие известные москвичи ее окончили.
Поленовская гимназия важна как пример соучастия и вовлечения школьников в важные культурологические проекты. Она была французской и непростой: мидовские родители стремились устроить сюда своих детей. У нас в экспозиции есть видео оттуда, записанное в конце 1970-х на камеру. У гимназии была прекрасная директор — Татьяна Маркевич. К ней пришел внук художника Василия Поленова, который искал ресурсы, чтобы восстановить усадьбу, пришедшую в запустение. Пришел именно туда, потому что церковь Николы на Песках, которая находится рядом, изображена на картине «Московский дворик». Он обратился к директору, которая его идею поддержала. После этого в течение нескольких десятилетий школьники ездили в Поленово, мальчики там строгали, пилили, восстанавливали, девочки водили экскурсии, готовили...
И третья история — про систему образования Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Я знаю, что впоследствии она шагнула за пределы Москвы, и многие учились по этой системе по всей стране. Сейчас во многих школах занимаются по учебникам Эльконина и Давыдова. Началось это с арбатской школы №91 на Поварской. С нее же начинается фильм «Романс о влюбленных», когда герои едут на мотоцикле, заворачивают на Поварскую и проезжают как раз мимо этого здания.
На выставке мы представили две работы учеников этой школы. «Арбатскую азбуку» Вани Лозинского — в бесконечных изгибах переулков он увидел буквы. А вторая работа исследовательская — памятник собирателю Арбатского архива Сигурду Шмидту. Он появился на свет в 1922 году в квартире в Кривоарбатском переулке, и удивительно, но через 91 год в ней же умер. После смерти Шмидта его ученик и помощник Андрей Мельников въехал со своей семьей в эту квартиру, которая досталась ему по завещанию. Так что в Кривоарбатском переулке это третий Мельников после архитектора Константина и его сына Василия.
Один из самых дорогих районов Москвы
То, что Арбат как пешеходная улица в центре мог быть гораздо лучше, связано с ошибкой в городском проектировании. Чего еще ждать, когда проектируются только фасады, фонари, при этом игнорируется и никак не учитывается социо-культурный контекст?
Имеем то, что имеем. Улица не очень привлекательная. Арбат сейчас не равен тому, что там было в 1990-е годы. Тогда он был другим, более живым пространством.
Это связано с тем, что Арбат — один из самых дорогих районов Москвы, и поэтому там очень жесткая конкуренция за пространство, за парковочные места
Здесь есть истории про выломанные шлагбаумы, про подкупленных дворников, про очень тесные отношения с местной полицией.
Но...
Когда мы делали выставку, нас развеселил тот факт, что в каждом городе, показывая центральную улицу с сувенирами для туристов, люди говорят: «А вот это — наш Арбат». Так что это уже по всей стране — имя нарицательное.
Подробнее о выставке «Москва без окраин. Арбат» можно узнать на сайте Музея Москвы.