Как перекрасить родную школу
Архитектор Андрей Асадов - о том, как яркие цвета оживляют школьные интерьеры, но не педсоветПосле выступления на круглом столе «Архитектура добра» с докладом о работе над проектом оформления Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии, архитектор Андрей Асадов дал интервью МОСЛЕНТЕ. Он рассказал, как можно при помощи ярких цветовых решений обновить здание школы, в которой учится твой ребёнок, и что он думает о «Руководстве по оформлению школ», разработанном Студией Артемия Лебедева совместно с Московским архитектурным институтом.
Андрей Асадов, потомственный архитектор, руководитель «Архитектурного бюро Асадова»
Я уверен, что архитектура и дизайн — мощнейшие инструменты преобразования окружающей нас среды, а архитекторы своей работой в состоянии делать жизнь вокруг лучше и добрей. И я хорошо себе представляю, как это работает, у меня есть личный опыт в осуществлении социальных проектов. Например, я знаю, как сделать лучше жизнь родной школы. В моём случае это школа №1273 в Коньково.
Двор тюремного вида
Помню, осенними дождливыми днями я сидел на уроках, смотрел на тюремного вида двор и думал: как бы его улучшить. Но тогда у меня не было никакой возможности ничего изменить, а вот когда в ту же школу мы с женой решили отдать дочь — я уже был архитектором. Меня особенно впечатлило, что школе тогда исполнилось 20 лет, а плановый ремонт делается раз в 30 лет. Стало ясно, что к тому моменту, когда школу приведут в порядок, дочка уже отучится.
Я подготовил проект и пошёл к директрисе, которая прекрасно меня помнила. Говорю: «Давайте сделаем нашу школу лучше. Начнём с того, что покрасим стены, выходящие во двор, в бодрые, жизнерадостные цвета». Ей идея понравилась, мы сагитировали родителей, собрали необходимую сумму и на эти деньги провели цветовую реновацию двора. За счёт этого школа приобрела более жизнерадостный облик, но внутри — по-прежнему оставляла желать лучшего.
Реакция детей в целом была очень позитивной: ученики младших классов вообще были в восторге, старшие тоже в основном хвалили, хотя были и те, кто фыркал и говорил: «Что за детский сад вы нам тут устроили?». Но такую реакцию лично я списал на стремление подростков всё отрицать и со всем спорить.
Буйство красок в интерьере
Спустя восемь лет, когда моему младшему сыну пришла пора идти «первый раз в первый класс», мы с дочкой, отталкиваясь от её идеи, сделали проект реновации внутренних пространств школы. Привлекли партнёров — производителя краски компанию «Акзо Нобель» — и они сделали очень оптимистичную реновацию, которая на этот раз стала для школы бесплатной.
Если делается глобальная реконструкция и на это выделено финансирование, можно применять более спокойные решения: не только обновить цвета стен внутри и снаружи здания, но и закупить новую мебель, светильники. У нас же была задача с минимальными затратами сделать интерьер, от которого будет максимальный позитивный эффект.
Покрытие пола не удалось обновить, и подвесной потолок из квадратных модулей тоже остался, как некая данность. Так что в нашем распоряжении были только стены и краска, с помощью которой мы сменили ощущение от интерьера: с советского протокольного на современное креативное. И яркие цветовые акценты использовали специально, чтобы новое оформление учеников взбадривало.
Фон мы сделали белым, так как имели дело с огромными просторными коридорами, освещёнными только с двух торцевых стен, и там всегда царил полумрак, даже при включённом свете. Было сложно убедить директора осветлить общий фон, он говорил, что всё это будет пачкаться. Но мы объясняли, что стены всегда можно подкрасить, белая краска – самая простая и всегда доступна.
На светлом фоне ярко выделяются двери, каждая из которых стала ярким пятном, с которого цвет переходит на стену: на первом этаже — в форме треугольника, на втором — прямоугольника, на третьем — квадрата.
Реновация интерьеров школы идет постепенно: спонсоров, предоставляющих краску, мы нашли — но нет маляров, которые красили бы бесплатно. Два этажа готовы, третий — на очереди.
Десять шагов к лучшей школе
Мы с дочерью даже сделали презентацию «Десять шагов к лучшей школе», которую показали и передали новому молодому директору. И там были не только решения, связанные с дизайном.
Например, мы предлагали: расписать покрытие внутреннего двора школы изображением огромного лабиринта. Не только стены, но и потолки и полы перекрасить в приятные позитивные цвета. Создать и креативно оформить места для отдыха и подготовки к предстоящим урокам. Как в США, установить в школе личные шкафчики учеников, чтобы можно было оставлять там хотя бы часть тяжёлых учебников. Обновить оформление и мебель в библиотеке, столовой и кабинете директора. На регулярной основе проводить мастерклассы от родителей и приглашенных экспертов.
И одно из самых революционных предложений было — основать премию для учителей, которая позволит ученикам оценивать их работу. И поощрять педагогов деньгами — раз в год или, ещё лучше, раз в месяц. Это стало бы хорошей прибавкой к зарплате и стимулировало бы учителей живее, интереснее подавать материал урока.
Мы даже продумали, как оптимально организовать голосование, и директору и иннициативной группе родителей идея понравилась. Но, как и многое другое, воплотить её в жизнь не удалось — родители не поддержали. Может быть, из-за того, что на призовой фонд надо было скидываться, хотя суммы обсуждались весьма подъёмные: от 100 рублей в месяц.
Предложение по новому меню в столовой не прошло, потому что существуют довольно-таки жёсткие нормативы в организации системы школьного питания. Многое затормозилось из-за того, что нет бюджета: и шкафчики, и зоны отдыха, и новая мебель пока — только в проектах.
В результате дочь мы перевели в другую школу. Потому что внешне здание обновили, но ведь сам учебный процесс зависит в первую очередь от команды педагогов, а вот её обновить оказалось гораздо сложнее, чем интерьер. Несмотря на все старания молодого, прогрессивного директора.
О «Руководстве по оформлению школ»
Сегодня оформление любой школы целиком зависит от вкусов завхоза, который к тому же руководствуется устаревшими нормативами. Поэтому к любым попыткам апгрейда существующей системы я отношусь очень позитивно. Конечно, задать новый стандарт качества было бы полезно, я могу только приветствовать начинание студии Лебедева по созданию «Руководства по оформлению школ». Если оно будет принято и рекомендовано к внедрению, это будет большой шаг вперед. То, что я делал в рамках одной только школы №1273, в «Руководстве...» изложено системно. И задает новый уровень качества оформления учебных заведений.
Причём здесь дело обстоит так же, как и с принятыми в этом году стандартами благоустройства московских улиц. Они имеют рекомендательный характер — и при этом предлагают решения, адекватные современному социуму и образу жизни. Школам это тоже необходимо — и в области графического дизайна, и в плане цветовых решений, навигации.
Если «Руководство по оформлению школ» узаконят, и оно будет носить рекомендательный характер, то все спорные вопросы и варианты решений можно обсуждать и утверждать, например, на ученическом, учительском совете. А они, в свою очередь, объединившись, смогут коллегиально выбирать подходящее именно для их учебного заведения.
В моём случае, когда я занимался реновацией школы №1273, мы решили внести цветовые акценты в оформление двора и интерьеры, и этого оказалось достаточно.
И для самой школы такая реновация очень позитивно сработала с точки зрения репутации: комиссии, которые приезжают туда с проверками, всегда отмечают наши цветовые решения и очень позитивно о них отзываются.
По-хорошему, «Руководство по оформлению школ» должно быть под рукой и у сотрудников учебного заведения и у исполнителей работ при согласовании любого проекта благоустройства или реконструкции. Как существуют бренд-буки у автомобильных марок: хочешь стать дилером — соблюдай стандарты. Здесь подобным образом можно было бы всё организовать: хочешь пройти сертификацию министерства образования — будь добр, соблюди хотя бы 20 стандартов из 50.
А ещё лучше было бы не в приказном, а в поощрительном порядке всё это сделать: устроить рейтинг оформления школ, конкурс типа «Лучшая реконструкция учебного заведения», «Интерьер года». И как минимум премиями, а как максимум — грантами поощрять тех, кто соблюдает рекомендованные стандарты. Это был бы шикарный стимул, ведь сама система грантов для педагогов и школ уже существует и активно работает.