24 апреля 2018 в 11:33

«Так нарядно, что самому неловко»

Как краевед Александр Можаев оживил древнерусский Китай-город
Максим Блинов / РИА Новости
Краевед Александр Можаев реконструировал места, исчезнувшие до появления реалистической живописи, не говоря уже о фотографии: старый Гостиный двор, долины Неглинки, палаты Воротынского на Никольской. Пользуясь случаем, МОСЛЕНТА попросила Александра рассказать, как возникла идея этой реконструкции, где он брал информацию и что нового узнал в процессе работы.

Вышли сказки Пушкина

«Коротко говоря, — рассказывает Александр, — идея этого проекта возникла еще в конце XIX — начале XX веков у художника Аполлинария Васнецова. Мне это тоже показалось интересным: составлять этакие пары, видеть, как говорится, два мира — два детства. Я начал заниматься этим 20 лет назад в институте, собирал материал, а после еще и сделал иллюстрации».

Почему именно Китай-город?

«Мне хотелось понять, насколько этот район выделялся на фоне других районов тогдашней столицы, — поясняет Можаев. — Мы же представляем это место как? Посередь двора палаты, вокруг огороды да сарайки. А ведь это же была вполне капитальная каменная застройка с десятками каменных домов и храмов первостатейного качества. Затем, начиная с Екатерининского времени, все это активнейше сносилось и перестраивалось. Вот и вышло, что спустя всего три века мы не только растеряли былое великолепие, но и вообще очень мало о нем знаем. У меня возник соблазн самому встать на место заезжего художника и попытаться представить структуру города хотя бы в объемах, в силуэте».

Старые планы, подрядные записи, редкие рисунки иностранных путешественников, результаты археологических исследований — все это стало для Александра источниками информации.

«Иногда выходит так нарядно, что самому неловко, — переживает он теперь. — Скажем, дворец Воротынского — удивительный памятник, стоявший на Никольской улице с 1670-х по 1917 год. Известны планы, по которым ясно, что это здание было огромным и крайне сложным с архитектурной точки зрения. Его пытались рисовать под скатной крышей, но выходил такой сундучина — большой и неловкий. Мне показалось более логичным предположить, что над этажами существовал деревянный верх с отдельными башнями и площадками меж ними: известно, что самые богатые дворцы столетия иногда позволяли себе такую роскошь. В общем, вышли совершенные сказки Пушкина, но, видимо, это тоже нормально».

Васильевский спуск

Reload
1 / 2

Васильевский спуск, современный вид

Александр Можаев

Тиунский приказ, следивший за моральным обликом духовенства, с 1594 года занимал особую избу, стоявшую чуть ниже Покровского собора. Принято считать, что в XVII веке для него были выстроены палаты, известные по старым планам. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что здесь находилось два каменных здания, в разное время носивших имя Тиунской палаты. С 1670 года Тиунский приказ находился в двухэтажных палатах, выстроенных ранее у Константиновских ворот Кремля для городской таможни и известных по изображениям XVII века, а в 1682 году переехал в новое здание, специально построенное в полусотне метров к северу. На плане середины XVIII века старые палаты показаны в самом низу чертежа, новые — чуть выше, розовое в центре — Покровский собор.

Reload
1 / 2

Старые палаты с 1730-го года занимал Сыскной приказ, на тесном дворе которого одновременно содержались до 600 колодников. Государство не выделяло средств на прокорм содержавшихся под стражей, поэтому весь день арестанты пронзительно требовали милостыню сквозь окно, обращенное к Москворецкой улице.

Фото: Изобржение: Александр Можаев

Осиповское подворье

Reload
1 / 4

Вид из Осиповского подворья на Благовещенскую церковь и окрестности, конец XVII века. Слева направо: колокольня церкви Введения Златоглавого; церковь Параскевы Пятницы; церковь Дмитрия Солунского; башня парадных ворот Гостиного двора; церковь Благовещения Иосифо-Волоколамского (Осиповского) подворья; палаты Троицкого подворья; Спасская башня Кремля

Фото: Изобржение: Александр Можаев

Гостиный двор

Reload
1 / 2

Западная галерея Гостиного двора в последней четверти XVII века.

Фото: Изобржение: Александр Можаев

Reload
1 / 6

Стройкой Гостиного двора руководил знаменитый москвич Аверкий Кириллов. В 1667 году под его же надзором началось строительство Гостиного двора в Архангельске. Сохранившаяся часть этого памятника может дать представление об облике московского прототипа, хотя архангельский Двор более прост, а его торговая галерея на ярус ниже.

Фото: Александр Можаев

Reload
1 / 2

Если с этой же точки мы посмотрели бы вправо (в сторону метро «Китай-город»), то увидели бы уходящую на восток Варварку и стоящую поперек улицы церковь Иоанна на Пяти улицах.

Фото: Изобржение: Александр Можаев

(Продолжение следует)