«Московская школа стала богатой»
Как объединение школ сделало столичное образование лучшеАлександр Гаврилов, заместитель руководителя столичного департамента образования рассказал МОСЛЕНТЕ, зачем объединились школы, сколько стоит один московский ученик, как родители могут управлять обучением и что ждет наших детей в следующем году.
**— Какие главные изменения ожидают московских школьников в следующем году? **
Можно сказать, что кардинальных изменений не будет. Модернизация системы образования в Москве началась около пяти лет назад. Некоторые результаты из этих преобразований мы видим уже сейчас, другие станут видны через несколько лет. Но уже можно сказать: московская школа стала другой.
Что представляла собой московская школа пять лет назад? Московское образование считалось хорошим: наши школьники побеждали на олимпиадах, успешно поступали в вузы. Но! Как правило, все эти высокие достижения были у ребят из 20-30 школ, которые носили статус «лицей» или «гимназия». Финансирование «статусных школ» было в два раза выше, чем обычных. И они занимались отбором детей, безжалостно оставляя за дверью тех, кого считали бесперспективными.
Задача родителей состояла в том, чтобы устроить ребенка в «хорошую» школу, и это считалось гарантией успешности. Это тянуло за собой и другие неприятные эффекты: «первоапрельские костры», когда родители ночевали у школы в ночь перед записью, ну а некоторые попадали в «статусную» школу, «договариваясь с администрацией».
Поэтому и была поставлена задача создать такую систему, при которой качественное образование в городе было бы доступным для всех.
— Разве это возможно за несколько лет переделать такую консервативную систему, и уж тем более менталитет наших родителей, для которых часто статус важнее реального образования?
Хорошие результаты ЕГЭ и олимпиад показывают, что качество образования московских школьников за эти несколько лет повысилось, но главное — теперь победителей дает не небольшое число школ, хорошее образование стало доступным всем.
Раньше школы не были заинтересованы в каждом ребенке: Ваня шел в лицей, и на него государство выделяло одну сумму, а Петя — в обычную школу, поэтому его обучение стоило в два раза меньше
Важным шагом, который запустил механизмы изменений, стало введение нормативно-подушевого финансирования — в Москве пилотный проект был запущен в марте 2011 года. Раньше школы не были заинтересованы в каждом ребенке: Ваня шел в лицей, и на него государство выделяло одну сумму, а Петя — в обычную школу, поэтому его обучение стоило в два раза меньше.
Сейчас вне зависимости от того, в какую школу ходит ребенок, на него выделяется равная сумма, и деньги следуют за ребенком.
Очень важно, что это финансирование увеличено более чем в два раза. Например, сейчас норматив на каждого старшеклассника 123 тысячи рублей в год.
Школа теперь заинтересована в каждом ребенке, в ее интересах не отобрать детей, а работать с каждым. Кроме того, у коллектива школы появилась заинтересованность в результате своего труда.
Чем лучше работает учитель, тем лучше образование в школе, тем больше желающих прийти учиться в эту школу, а значит и финансирование будет больше.
Очень важно, что это финансирование увеличено более чем в два раза. Например, сейчас норматив на каждого старшеклассника 123 тысячи рублей в год
Александр Гаврилов
заместитель руководителя департамента образования Москвы
Второй механизм, который работает на результат, — это рейтинг. Московские школы занимают серьезное место в рейтинге 500 лучших школ России. А лучшие в московском рейтинге 170 школ получают гранты мэра Москвы. И это дополнительные серьезные финансовые средства.
В прошлом году почти 90 процентов родителей московских первоклассников выбрали школу в своем районе — это говорит о том, что качественное образование стало доступно рядом с домом, и больше нет необходимости возить детей через весь город ради хорошей школы. Почти половина первоклассников перешла из дошкольных групп, которые входят в одну большую школу, — это тоже говорит о доверии. Родителей-то обмануть нельзя, в плохую школу они детей не отдадут.
**— Процесс объединения образовательных учреждений, как говорят, практически завершился. Было много споров, страхов, что исчезнут уникальные школы и детские сады: для детей с особенными потребностями и способностями, например. Можно ли сегодня подвести какие-то итоги? **
Объединение шло снизу, по инициативе коллективов, не было никакого плана всех собрать в большие комплексы. Но в создавшихся условиях повышения качества образования и роста числа желающих его получить, многим школам стало тесно, им не стало хватать собственных площадей, а рядом стояли полупустые, не востребованные ни родителями, ни учениками образовательные учреждения.
При этом бюджет большой школы складывается из бюджета всех школ и детских садов, которые вошли в комплекс. И распоряжается им сама школа.
В таком объединении есть очевидные плюсы: ну, например, в одном микрорайоне была физико-математическая школа, английская, обычная, но с бассейном, обычный и логопедический детские сады. Теперь они все стали одной большой школой, ресурсная база у них тоже стала общая — теперь все могут пользоваться бассейном, и логопед может заниматься с большим числом детей.
Выбор теперь происходит не между разными школами, а внутри одной большой, где есть разные профили: например, ребенок в пятом классе решил стать лингвистом, а в седьмом решил, что его призвание медицина. Сейчас ему не надо менять школу, все есть в своей.
У большой школы есть возможность много параллелей открыть: гуманитарный, математический, экономический, кадетский, медицинский или химический классы, учитывая все интересы и предпочтения.
Сегодня из желающих пойти работать в школу стоит очередь, среди учителей появилась конкуренция. Зарплата московского преподавателя — 70 тысяч рублей в месяц
Александр Гаврилов
заместитель руководителя департамента образования Москвы
Количество учителей тоже увеличилось. Был один физик в школе, а теперь их пять — практически целая кафедра физики. И для профессионального роста учителей, и для повышения качества образования это очень важно.
**— Но не произошло ли усреднения? Раньше в этой физико-математической, например, школе учились 25 вундеркиндов, был уникальный коллектив учителей-физиков, а в школе рядом физичка отрабатывала свои часы. Каким образом они будут работать вместе? **
Понимаете, школа стала заинтересована в общем результате — а это сумма усилий всего педагогического коллектива. Поэтому она не будет терпеть неуспешных педагогов, которые формально «отрабатывают часы».
Сегодня из желающих пойти работать в школу стоит очередь, среди учителей появилась конкуренция. Зарплата московского преподавателя — 70 тысяч рублей в месяц. Школа стала богатой, и она может себе позволить купить любого специалиста, в том числе из вуза.
Школа стала хозяином, она сама распоряжается бюджетом в рамках закона. И ей никто не указывает, на что тратить деньги: она может нанять любого преподавателя.
**— Иногда учителя жалуются на излишнюю бюрократизацию труда. **
Департамент образования не запрашивает у учителей никакой отчетности, все бумажки, которые они заполняют — это бюрократическая самодеятельность школы. Зачастую страхи избыточны.
На сайте департамента на главной странице была одно время вывешена «книга жалоб» для учителей на избыточную отчетность — жалоб было единицы. При этом всю необходимую для управления информацию о школе департамент получает из информационных систем, в которых она агрегируется автоматически.
— Сегодня у родителей появилось много возможностей участвовать в жизни школы и даже в учебном процессе. Несколько раз в год мы принимаем участие в каких-то голосованиях. Но на практике это демократия превращается зачастую в ругань, когда побеждает самый громкий.
Школа — это только отражение общества. А то, что нашему обществу всему нужно учиться совместному управлению и принятию общих решений, это точно. Управляющий совет школы — институт очень молодой.
В управляющий совет школы, у которого сегодня достаточно полномочий, наравне с представителями из коллектива администрации избираются и представители от родительской общественности. Через них проходят многие важные решения: например, то, какие в школе сроки каникул. Многие предложения администрации согласовываются с управляющим советом.
Но надо понимать, что всю власть советам невозможно отдать: как и прежде, всю ответственность за жизнь ребенка, всю финансовую ответственность несет директор школы
Но надо понимать, что всю власть советам невозможно отдать: как и прежде, всю ответственность за жизнь ребенка, всю финансовую ответственность несет директор школы.
Точно можно сказать — система образования стала открытой. Большинство решений в системе принимаются и обсуждаются в открытом режиме на селекторах и совещаниях, которые транслируются в открытом доступе в сети интернет. Онлайн родительские собрания, аттестация директоров — все это и многое другое можно увидеть на сайте департамента образования в разделе «Открытый департамент». Еще одним каналом информации о системе образования города для жителей стал «Московский образовательный канал», который начал свою работу с сентября этого года.