Опубликовано 07 декабря 2016, 19:20

Топ-12 книг о Москве

Лучшие издания о столице, представленные на главной книжной выставке страны non/fictio№
По просьбе МОСЛЕНТЫ историк, журналист и автор цикла книг о столице Олег Фочкин провел день на главной книжной выставке страны non/fictio№, где выбрал двенадцать лучших, на его взгляд, изданий о столице: от свежего путеводителя по Солянке до альбомов о Тверской и монастырях Кремля, от переизданий редких сочинений о ворах дореволюционной Хитровки до военной хроники «Москва 1941 год».
Топ-12 книг о Москве
Евгения Новоженина / РИА Новости

По просьбе МОСЛЕНТЫ историк, журналист и автор цикла книг о столице Олег Фочкин провел день на главной книжной выставке страны non/fictio№, где выбрал двенадцать лучших, на его взгляд, изданий о столице: от свежего путеводителя по Солянке до альбомов о Тверской и монастырях Кремля, от переизданий редких сочинений о ворах дореволюционной Хитровки до военной хроники «Москва 1941 год».

«Я специально выбирал книги доступные, — поясняет Олег. — Понятно, что сейчас выходит большое количество роскошно иллюстрированных альбомов и многие из них хотелось бы поставить себе на полку, но не всякий готов отдавать по 5-7 тысяч рублей за издание. Единственная дорогая книга в моем списке – «Архитектурное наследие России, Роман Клейн». Ее я обойти не мог, потому что это лучшее на данный момент издание об одном из самых интересных московских архитекторов эпохи модерна».

Иллюстрированные издания

«Москва. Архитектура советского модернизма. 1955-1991. Справочник-путеводитель» Гараж, 2016

Книга заявлена как «первый путеводитель по модернистской архитектуре Москвы», но это, конечно, лукавство. Перед нами – первая хорошая энциклопедия-справочник по тому периоду московской архитектуры, о котором до сих пор не вышло ни одной популярной и четко выстроенной книги. При этом издание выдержано в стиле «Гаража»: обилием иллюстраций и версткой напоминает скорее современный глянцевый журнал, чем скучную академическую работу.

Михаил Акопов «Тверская и рядом». Русский мiр, 2016

О Тверской, конечно, написано много, в том числе популяризаторами Сергеем Романюком или Алексеем Митрофановым. Это издание хорошо тем, что перед нами прежде всего — прекрасная подборка фотографий XIX и XX веков. Когда читаешь об улице, то, разумеется, в первую очередь интересно представить себе дома, о которых идет речь. Здесь иллюстраций — огромное количество и текст написан именно вокруг них.

З. Золотницкая, Ю. Ратомская, А. Оксенюк «Чудов и Вознесенский монастыри Кремля». Кучково поле 2016

В период дискуссий о восстановлении Чудова и Вознесенскогомонастырей было написано много работ, среди которых эта книга – наиболее полная. В ней максимально подробно объясняется их назначение, смысл и историческая ценность. По прочтении становится ясно, как именно они выглядели и существует ли возможность их восстановить. Альбом не самый дешевый, но для тех, кто интересуется тематикой, это издание – находка, которая, к тому же, лет через сто будет стоить сумасшедшие деньги.

Сергей Сергеев «Архитектурное наследие России, Роман Клейн». Издательский дом Руденцовых, 2016

Этот альбом – восьмая книга из серии об архитекторах Москвы, прежде всего посвященной модерну. Любовно подобранные фотографии, тщательно выверенный текст. Книга сделана с очень точным пониманием того, что делал Клейн, а так как она готовилась при поддержке департамента культурного наследия Москвы, на ее страницах представлено много архивных материалов, исторических, реставрационных аспектов. Для тех, кто интересуется модерном и Клейном, эта книга – настоящая находка. Минус только один - очень тяжелая, на прогулку с собой не возьмешь.

История, краеведение, археология

Олег Фочкин «Москва. Лица улиц. Продолжение легенд». АСТ, 2016

Сложно говорить о своей книге: с одной стороны, она продолжает предыдущую – «Городские легенды». В ней есть рассказы о посольствах и зданиях, попасть в которые достаточно сложно, но вместе со мной читателям это удалось. С другой стороны, книга объединила самые интересные факты о том, что за последние два года было открыто в Москве археологами, в первую очередь в Зарядье и Кадашах.

Кроме того, в ней представлено много любимых москвичами и ценных для города зданий: епархиальный дом в Лиховом переулке, здание московской городской думы, а в прошлом – новоекатерининской больницы, отреставрированный дом купчихи Коробковой на Пятницкой. И везде, где я говорю о доме, я рассказываю, в первую очередь, о тех людях, которые в нем жили, так что книга полна человеческих, семейных московских историй.

Цитата:

Со времени осады города татарами и произведенного ими пожара (что случилось в 1571 году) земля во многих местах остается пустой, тогда как прежде она была заселена и застроена, в особенности же на южной стороне города, где незадолго до того царь Василий построил дома для солдат своих, позволив им пить мед и пиво в постные и заветные дни, когда другие русские должны были пить одну воду, и по этой причине назвалновый город Налейка, то есть наливайка. Когда в 1550 году по соседству была основана стрелецкая слобода, новые государевы слуги с радостью воспользовались питейным заведением наемников. Входя в кабак, они говорили: «Налей-ка!» Иностранцы, слабо понимаешие русскую речь, называли Замоскворечье " Налейки". Позже это название превратилось в "Наливки ".

Ольга и Алексей Щенковы «Московский центр в Китай-городе XVI-XVII веков». Памятники исторической мысли, 2016

Это серьезная монография, исследующая Китай-город в период его расцвета, когда он еще вмещал в себя всю административную, торговую и социальную жизнь Москвы. Перед нами не только качественный текст, но и множество схем, гравюр, которые позволяют сквозь привычный нам мир улиц центра увидеть, что было здесь 400-500 лет назад. Это книга для спокойного вдумчивого чтения и рассчитана на продвинутого читателя, в большей степени на историков и краеведов.

Цитата:

Во время общенародных молебствий на Лобном месте служил патриарх с клиром, или какое-то другое важное духовное лицо. После Смутного времени в стране долго не было патриарха, поэтому, когда усилиями ополченцев под командованием князей Пожарского и Трубецкого 22 октября 1612 года был взят Китай-город, и через несколько дней – Кремль, молебен на Лобном месте служил Троицкий архимандрит Дионисий.

Путеводители

Олег Жданов «Путеводитель по улицам Москвы. Замоскворечье» и «Путеводитель по улицам Москвы. Солянка». Проспект+, 2016.

Топ-12 книг о Москве

© Олег Фочкин

Эти маленькие, тонкие путеводители умещаются в карман и отлично подойдут тем, кто историей Москвы никогда не интересовался или вообще впервые оказался в нашем городе. Увлекательные, легкие истории показывают столицу такой, какой ее увидел Олег Жданов – историк и журналист, который сам водил экскурсии по Москве. Правда, интерпретации некоторых событий у него отличаются от общепринятых, но для того, чтобы впервые увлечься Замоскворечьем и Солянкой, пройтись по этим улицам и понять, что вокруг тебя – целый мир историй и легенд, эти путеводители вполне подходят.

Цитата:

Вернемся на Ордынку. Впереди на противоположной стороне улицы мы увидим колокольню. Это храм Всех скорбящих радости, любимый храм Анны Ахматовой в Москве. Будучи петербурженкой по рождению, Анна Андреевна приезжала в Москву нередко. Чаще всего причиной были не литературные дела, а подача прошений за мужа и сына. Жила она в квартире у писателя Виктора Ардова (дом 7, квартира 3). Это серый дом по левой стороне улицы. Здесь Пастернак читал главы романа «Доктор Живаго», здесь Ахматова встретилась с Мариной Цветаевой. Во дворе, который отгорожен почти непроницаемым забором, уже в наши дни Ахматовой установили памятник по эскизу Амадео Модильяни, который был в нее когда-то влюблен. Памятник странный, но история полна романтики.

Александр Васькин, «Открывая Москву: прогулки по самым красивым зданиям». Этерна, 2016

Топ-12 книг о Москве

© архив издательства

Автор взял 10 очень ярких и характерных московских домов из разных эпох и составил достаточно объемный том, который включил в себя их историю, огромное количество иллюстративного материала и подробные описания их исторических интерьеров. Для тех, кто только начинает интересоваться прошлым Москвы – отличное издание, чтобы вдохновиться на следующий шаг и пройти по этим улицам: самому или с экскурсией, увидеть эти дома, побывать в них.

Цитата:

История участка, который занимает здание музея (ГМИИ им. Пушкина, - ред.), насчитывает не одно столетие. С XVI века на месте музея были «государевы большие конюшни» - «Конюшенный» и «Колымажный» дворы (отсюда и название Колымажного переулка). В XIX веке каменные строения конюшен были приспособлены под тюрьму. Отсюда зимой 1864 года член студенческого революционного кружка Болеслав Шостакович (дед композитора Д. Д. Шостаковича) помог бежать польскому революционеру Ярославу Домбровскому, будущему генералу Парижской коммуны.

Александр Бугров, «Благуша, Семеновскоя и Преображенское. По солдатским слободам и вокруг них». Лингва-Ф, 2016

Топ-12 книг о Москве

© Олег Фочкин

Перед нами – путеводитель, который предлагает четыре маршрута по Москве, причем при желании их можно объединить в один. Бугров об этом районе написал уже много, он – очень глубокий «историк места»: Преображенского, района Соколиной Горы. Книга глубоко погружает в прошлое этой части города, и в то же время она не заумная. К тому же автор выиграл грант мэрии Москвы и у него были деньги, чтобы издать книгу красиво, так что она очень хорошо проиллюстрирована.

Цитата:

Когда к 1741 году слободскую церковь Петра и Павла за ветхостью разобрали, а ее материал сожгли на кострах, соседняя община собора Покрова в «примосковном» селе Покровском (находилась на месте Бакунинской улицы) взяла на себя инициативу строительства в Преображенском новой церкви. Ее хотели сделать деревянной, на новом месте, у здания Преображенского приказа. Чтобы получить согласие правительства на использование при возведении церкви материалов бывшего меншиковского дома в Семеновском, перешедшего в казну, церковь хотели назвать Ивановской, в честь патрона наследника престола царевича Иоанна Антоновича. Однако дворцовый переворот 1741 года изменил политическую ситуацию.

Источники

Петр Хавский, «Указатель дорог от Кремля Московского к заставам и к границам Московского уезда, с присовокуплением замечаний о реках, горах и древнем делении уезда Московского на волости и станы, также о предполагаемом ныне соединении Москвы-реки с Волгой и проч.» Государственная публичная историческая библиотека России, 2016

Топ-12 книг о Москве

© Олег Фочкин

Хавский – автор многих прекрасных работ, но конкретно эта книга интересна тем, что содержит очень точное описание всего того, что в 1839 году было в Москве. Описанных Хавским мест по большей части уже нет, но они объясняют названия улиц и районов, других городских топонимов. При этом локализовать описанное в книге просто, так как все привязано к дорогам, ставшим со временем московскими улицами и проспектами. Сопоставляя ее с книгами Васькина или Жданова, можно совершать удивительные открытия, представляя старый город не только глазами нашего современника-краеведа, но и глазами человека, который жил в XIX веке.

Цитата:

«Материал, необходимый географу: первое условие для составления древней карты суть планы или карты уездные в нынешнем состоянии уездов; второе условие: масштаб этих планов и разделение на квадраты, как означено здесь в начале книги во вступлении, и третье условие: акты, о которых будем говорить в следующем параграфе. При этих способах все рукописи книги Большому чертежу будут детскими произведениями, если они не засвидетельствованы Местами и лицами Правительства, будут не верными записками людей частных в разные эпохи».

«Хитровка на дне Москвы» Common Place, 2016

Топ-12 книг о Москве

© архив издательства

Книга позволяет понять, как же выглядело самое бандитское, разбойничье место Москвы в XIX веке. По сочинениям Гиляровского мы представляем, как в этих краях была устроена жизнь в конце XIX века, когда здесь были ночлежки и рынок, но интересно увидеть и другие «портреты» Хитровки, составленные в XIX – начале ХХ века.

Под одной обложкой с широко известными текстами Гиляровского здесь опубликованы его сочинения, Толстого и других, менее популярных авторов той эпохи, которые открывают перед нами новые детали из жизни Хитровки. Этот район и сейчас вызывает много споров и дискуссий вокруг того, что там делается: тех наводнений, которые там систематически происходят, постоянно возникающего в ливни фонтана на месте клумбы, разбитой посреди Хитровской площади.

Цитата:

Несколько лет тому назад я заразился на Хитровке тифом, был установленным порядком отправлен в больницу и там познакомился с «Куклимой». Это был господин странный во всех отношениях: по фамилии, по профессии и по характеру. Во-первых, самое название «Куклима» было уже совсем фантастическое. «Куклима» на жаргоне тюрьмы и Хитрова рынка означает нечто вроде «генерала Кукушкина». «Показаться на Куклиму» — значит назвать себя судебной или полицейской власти чужим, несуществующим именем. Во-вторых, профессия «Куклимы» была тоже не из обыкновенных. Был он отчасти вор, отчасти сутенер, отчасти же вольный художник — церковный певчий. Правда, тенорок у него был, как говорится, собачий, но доход некоторый все-таки приносил.

Анатолий Воронин «Москва 1941 год». Пятый Рим, 2016

Топ-12 книг о Москве

© Олег Фочкин

Это книга-воспоминание и одновременно – хроника, летопись Москвы 1941 года. Она разбита на главы – по месяцам, и наравне с огромным количеством документов содержит много дневниковых записей и личных воспоминаний москвичей о том, как война подошла вплотную к городу и как обороняли Москву в 1941 году. Мы сейчас ходим по этим улицам и даже не представляем, какие дома стояли разрушенными, где были баррикады. Сейчас, когда отмечается 75-летие Битвы под Москвой, стоит почитать «Москва 1941 год», узнать все эти детали из первоисточника.

Цитата:

Днем, в 16-17 часов, 23 июля в районе станции «Арбат» была сброшена фугасная бомба. Воздушной тревоги еще не было. Население в панике бросилось к станции, где вследствие паники при падении на лестнице было задавлено 46 человек со смертельным исходом. Вообще 23 июня Арбатско-Покровской линии (ныне это Филевская линия) сильно не повезло. Еще одна бомба прямым попаданием пробила перектрытие тоннеля на перегоне «Смоленская» - «Арбат». Взрывной волной, осколками и обломками перекрытия было убито 14 человек и до двух десятков тяжело и легко ранено. Отверстие было оперативно заделано, однако эта «заплатка» на потолке тоннеля до сих пор напоминает о том трагическом июльском дне.