«Одну неделю унитазы чинишь, другую — с раковинами воюешь». С чем приходится сталкиваться простому столичному сантехнику
«У меня были хорошие учителя»
С профессией я определялся еще в начале 2000-х, впрочем, особого выбора тогда, на самом деле, не было. Я отучился на слесаря, а потом уже переквалифицировался. Мне повезло: у меня были хорошие учителя.
Так и работаю сантехником уже больше 20 лет. Выезжаю на вызовы в Ленинском районе, Крылатском, Кунцево, центре и много где еще.
«Обычные будни»
Чаще всего у людей ломаются смесители, сливы, трубы под раковиной. Причины две — возраст оборудования и кривые руки. То, что было поставлено еще при Советском союзе, естественным образом себя изжило и постоянно ломается. Но есть еще куча случаев, когда работать приходится с тем, что пару десятков лет назад наваяли доморощенные «мастера».
Последнее время очень слетает механизм разведения горячей и холодной воды. В свое время его было модно делать при помощи мателлопласта, вот только знаний было мало. Оказалось, что этот материал не живет дольше 10-11 лет. В итоге, у многих сейчас такие трубы больше напоминают решето. А решить проблему можно только капитальным ремонтом в санузле.
Благо, сейчас есть новые материалы с большим запасом прочности, так что разбираем старое, ставим новое. Обычные будни.
Еще часто приходится менять полотенцесушители, прочищать канализации — все попадается. Бывает, неделю только унитазы чинишь, а другую — только с раковинами на кухне воюешь.
«Я так в осадок и выпал»
Когда-то я работал сантехником в службе эксплуатации жилых комплексом, нам всякое приходилось наблюдать. То подгузник хозяйка в канализацию отправит, то в старом доме на крыше проводили работы, а осколки чугуна оказались в стояке.
Как-то работал в одном офисном здании. Вызвали из-за засора в кухонной мойке. Ну, что? Открыл сифон, а там — восемь чайных ложек. Я вынул, на ресепшен отнес, спрашиваю у секретаря: «Вы ничего не теряли?». А она мне: «Ой, да! Последнее время что-то ложечки пропадать стали! Мы думали, что воруют!».
Нередко приходишь на вызов после какого-нибудь умельца и обнаруживаешь, что там сифон вверх ногами поставлен. И, конечно, ничего не работает.
А в одном из ЖК прорабы как-то сдавали установку приборов отопления. Нам поступил вызов. Приезжаю, захожу в квартиру. Стоит прораб, а рядом сантехник с большим разводным ключом. Радуется во весь рот. А у него радиатор мало того, что вверх ногами висит, так еще и задом наперед. Элитное жилье класса «А» в Москве, чтобы вы понимали. Я так в осадок и выпал.
Но в основном все ситуации стандартные и от человеческого таланта устраивать себе проблемы не зависящее.
«Космические аппараты собирать пытались»
Когда приезжаешь к людям на вызовы, по состоянию сантехники сразу видишь, кто раньше с ней работал. К примеру, поставили в квартире акриловую ванну, обложили плиткой, а ни продухов, ни малейшего люка не оставили. В итоге, снимаешь плитку, а там — плесень буйным цветом. В дизайнерском санузле.
Потом начинаешь квартиру осматривать, а там все — сплошные огрехи. А ремонт дорогой, хозяева — в шоке.
Я над такими вещами даже смеяться уже не могу. Перестал лет 15 назад. Тогда как раз понеслась очередная волна моды на ремонты и ремонтные бригады. Работали все, кому не лень. Есть образование? Нет? Какая разница! Такого людям налепили, что не смеяться, плакать хочется.
Некоторые «конструкторы Королевы» вообще в масштабах обычного санузла космические аппараты собирать пытались. Зачем? Попроще было никак? Был один ЖК с модульным отоплением и подачей тепла не по стояку, а в каждую квартиру отдельно. И вот заказчик пожелал независимую схему, чтобы от общедомовой не зависеть. Потратил кучу денег, натащил в дом кучу оборудования, которое съело место. Зачем? Но вот захотелось ему.
«Тут начинается треш»
Я своим ученикам постоянно говорил: если когда-то играли в «Тетрис», работать будет проще. Нужно же в уме все прокрутить так, чтобы оборудование все было поставлено и ничто ничему не мешало, а еще было максимально компактно и аккуратно. А то некоторые сифон повесят, а хозяева потом регулярно начинают его мусорным ведром бить или картофельными мешками забрасывать. И все приходит в негодность.
Надо самому сообразить, как расположить элементы, чтобы они никому не мешали, ни с чем не сталкивались, чтобы глупых таких поломок не случалось.
Частенько бывает, когда люди заказывают кухонную мебель, и подключением сантехники занимаются сами мебельщики. Вот тут и начинается треш. Протечки идут, вылетает сама мебель, а претензии предъявить зачастую просто некому. Мастеров этих уже не найдешь, а если и найдешь, так они знают, как отмазаться. А у человека и сантехника поломана, и тумба в негодность пришла. Хорошо еще, если одна.
«Своими руками не лезь»
Осталось у нас, если честно, очень вредное убеждение, что любой мужик должен уметь дома все сделать сам. Он бухгалтер? Юрист? Программист? Да не важно, кто он, а технику дома чинить обязан. Вот от этого надо избавляться. Каждый должен заниматься своей работой. Это просто вопрос безопасности. Для всех. Так что, если ты сам не сантехник и не слесарь, а у тебя дома кран потек, позвони специалисту. Своими руками не лезь.
А то потом приезжаешь на вызов, и выслушиваешь: сам делал, что-то пошло не так, один болт сломал, другой — потерял. И все в таком духе.
В СССР еще можно было как-то обходиться без мастера. Просто все у всех было более-менее одинаковым. Запчастей и материалов тоже было немного, так что все из ситуации выходили, кто как мог.
А сейчас все иначе. Оборудования, материалов и производителей полно. И надо знать, какие у всего этого характеристики, как это правильно применять.
Вот покупает человек китайский смеситель, а потом жалуется, что он уже через месяц из строя вышел. Начинаешь разбираться и выясняешь: нормальный смеситель, просто на другое давление рассчитан. А у нас в сетях оно часто превышено, чтобы тепловые пункты справлялись с подачей воды в новостройки. И все. Смеситель не выдерживает.
Человек ругает производителя, а зря. Просто там, где произвели товар, соблюдаются нормы по давлению, а у нас — так, шаляй-валяй. С нормативами у нас вообще довольно все сложно. Бардак.
«”Пятерка” — это максимум»
Расценки в Москве очень разные. Зависят они не только от запросов конкретного мастера, но и от района, от самого дома и от стоимости оборудования, которое надо будет монтировать или демонтировать. В среднем ценник на замену смесителя — от 2,5 до 5 тысяч рублей, если мы говорим о кухонной мойке. Но «пятерка» — это максимум.
Я предпочитаю работать с материалом заказчика. Он выбирает, что именно ему подходит. Я ограничиваюсь рекомендациями.
Например, если обвязывать всю кухню, включая работу с канализацией, установку смесителя, фильтра для воды, а иногда и измельчителя, то тут цена будет в районе 10-11 тысяч рублей. Это большая работа. Даже ванная, как правило, стоит меньше.
А самая дорогая история — установка душевой кабины. Как правило, за это всю жизнь брали 7-10 процентов от стоимости оборудования. Не меньше.
«Тебя барин встречает»
Конфликтов с заказчиками практически не бывает. Отношение ко мне нормальное, уважительное. Но это с 2016 года, когда я сам на себя работать начал.
А когда я работал с ЖК, столкновения были. Но претензии были скорее даже не к нам. Люди жаловались, что заплатили за одно по проекту, а получили совершенно другое. Я с ними особо не препирался: агрессия их была абсолютно понятна, а мы просто под раздачу попадали.
Правда, иногда бывает, что приходишь так в ЖК класса «А», а тебя барин встречает, которому ты должен за факт того, что тебя вызвали. Но таких было всегда очень мало. Единичные случаи. А сейчас, когда я в обычных квартирах работаю, такого вообще нет. Тебя и встретят, и предложат чаю попить, и даже помощь предложат. Я отказываюсь. Свою работу надо делать самостоятельно.
«Характеристики могут не совпадать с реалиями»
Сантехнику надо просто уметь правильно выбирать. Есть миф, что европейские товары — воплощение качества, по определению. Не факт. Часто попадаются бракованные вещи. Этим сильно грешат итальянцы. Меньше всего — немцы.
К тому же у меня впечатление, что то, что привезли из Европы, — либо устаревшая техника, либо какой-то неликвид.
С Китаем ситуация похожая. Если произведено под четким надзором и по всем правилам, все хорошо. Там очень много тех же европейских брендов. Есть и свои заводики неплохие.
Но надо учитывать, что характеристики, которые дал оборудованию производитель, могут не совпадать с нашими реалиями, и техника быстро выходит из строя.
Было время, когда люди хитрую сантехнику «серым» способом завозили из Европы. Вещи интересные, вот только в случае поломки запчасти взять неоткуда. Хорошо, если хозяева квартиры постоянно в страну-производитель катаются и могут на месте что-то купить, а если нет, так приходится все переделывать.
«Заглушка у тебя стоит»
Типичных ошибок установки и эксплуатации сантехники достаточно. Например, та же ванна, заложенная плиткой без продухов, — стандартная история.
А еще в старом жилфонде санузлы, как правило, маленькие. И даже если люк в пликте оставили, чтобы до него добраться, нужно раковину снимать вместе с тумбой. Это непродуманность. Правда, происходит она от безысходности.
Еще одна ошибка — закидывать кости в измельчители и косточки от фруктов. А шредеры на этом клинит.
Также не стоит кидать в канализацию тряпки, бумажные полотенца и предметы личной гигиены. Засор от такого практически стопроцентно гарантирован. И вроде бы об этом уже на всех углах кричали, но до сих пор приезжаешь и удивительные вещи из труб вытаскиваешь.
И еще один момент, на который нужно обращать внимание, — химия для ванной комнаты и кухни. Часто люди покупают и используют ее неправильно. Например, берут гранулированную щелочь для пробивки засоров. А обвязка может быть сделана дешевым пластиком. И он просто расплавляется. Или соли этой засыпают сразу половину упаковки, а она там в реакцию вступила так, что сама застыла и застряла.
И последнее — несвоевременная оплата ЖКХ может сработать, как отличный засор. Я как-то на вызов приехал, как раз на пробивку. А там все наглухо встало. Смотрю на все это, думаю, что надо сейчас унитаз снимать, проверять, что же там такое. И тут внезапно в голову пришло спросить, оплатит ли хозяин коммуналку. Вот и выяснилось, что у него долги уже за три месяца. Заглушку ему в стояке поставили. Вот и все. А сантехнику ковыряться три часа.