«Родители слишком доверяют рекламе». Главный педиатр столицы о защите от вирусов, о справках и школьной депрессии
«Родителям нужно думать о школе заранее»
Переход от летних каникул к учебному процессу — это смена образа жизни, обстановки, физической и умственной активности детей. Она всегда сопровождается неким периодом адаптации. Чтобы процесс был плавным и исключил какие бы то ни было стрессовые ситуации, родителям стоит думать об этом заблаговременно.
Хотя бы за десять дней или за неделю до 1 сентября ребенку нужно постепенно входить в привычный для учебного времени режим сна и пробуждения, занятий и отдыха. Особенно это касается детей, которые идут в школу впервые. Будущих первоклассников заранее нужно готовить к тому, что в школу необходимо приходить в одно и то же время, сидеть на уроке, концентрировать внимание. Всему этому можно обучить ребенка в игровой форме.
Для тех, кто идет на занятия не впервые, подойдет адаптивная форма подготовки. Им нужно просто вспомнить, как это — учиться изо дня в день.
Этот процесс, как правило, больше психологический, и на здоровье детей никак не сказывается.
Но если во время летних каникул ребенок не занимался никаким умственным трудом — не читал, не узнавал что-то новое вне школьной программы, а только играл с друзьями, сидел за компьютером или катался на велосипеде, ему будет сложнее.
Одним словом, вся ответственность за подготовку детей к школе и все возможности ее организовать — на родителях.
На каникулах детям тоже нужно давать умственную нагрузку: читать книги, вспоминать с ними что-то из школьной программы. Все зависит от родителей, от того, насколько серьезно к этому относятся дома.
«Детям нужно спать»
Неправильный режим опасен для здоровья ребенка. Например, хронический недосып напрямую влияет на иммунитет, умственные способности и вегетативную нервную систему ребенка. Если родители позволяют ему не спать до глубокой ночи, скорее всего, они относятся к одной из двух категорий взрослых: либо они не могут справиться с ребенком, не в состоянии запретить ему нарушать режим, потому что бессильны совладать с сопротивлением, либо это родители, которые в целом недостаточно серьезно к этому относятся. Последним проще вообще не заниматься такими вопросами, позволить ребенку делать то, что он хочет, и заниматься своими делами. Но это, к счастью, малочисленные случаи.
Ребенок должен высыпаться. Детям младшего школьного возраста нужно спать девять-десять часов в сутки. Более старшего — восемь-девать часов. Если ребенок ложится спать около трех ночи, а в семь утра ему уже нужно вставать и идти в школу, о какой успеваемости может идти речь?
Он будет засыпать уже на первом уроке, не сможет концентрировать внимание, и, помимо физического здоровья, будет страдать и образовательный процесс.
Любой здравомыслящий взрослый человек понимает: если ребенок не высыпается, не соблюдает правила режима сна и отдыха, неполноценно и нерационально питается, все это очень сильно подрывает его здоровье.
«Организм готовится к обеду по расписанию»
Режим — это всегда хорошо, говорим мы о чередовании сна и бодрствования, активности и отдыха или приемов пищи. Это полезно в том числе для отдыха и восстановления как головного мозга, так и всего организма.
Например, если принимать пищу не в одно и то же время, а когда ребенок захочет есть, это сказывается на пищеварении, выработке необходимых ферментов, физическом и психическом развитии.
Когда он ест в определенные часы, у него со временем вырабатывается рефлекс: организм по расписанию готовится к приему пищи, вырабатывает соответствующие вещества, необходимые для ее расщепления и усвоения.
Беспорядочное питание, конечно, тоже приводит к насыщению, но эффект от него гораздо меньший, чем от еды в установленные часы. У ребенка должны быть завтрак, обед и ужин. И точно нельзя допускать, чтобы ребенок был голодным весь день, а потом наедался вечером и сразу ложился спать.
«Не стоит отправлять в школу ребенка с температурой»
Осень — время сезонных вирусных заболеваний. Главный принцип, которого следует придерживаться, чтобы не подхватить одно из них, — соблюдение базовых правил личной гигиены. Ничего нового: чаще мыть руки и так далее.
И если у ребенка появляется кашель и поднимается температура, его не стоит отправлять в школу.
Есть вероятность, что он может передать вирус другим детям, а учителя не смогут быстро заметить его состояние и должным образом отреагировать. Все это в первую очередь ответственность родителей.
В период эпидемии нужно стараться как можно меньше появляться в общественных местах с большим скоплением людей. В этот период лучше ограничиться прогулками на детских площадках, на территории, прилежащей к дому или школе, на даче — в местах, где не так многолюдно.
Если появляются первые признаки сезонного ОРЗ или ОРВИ, нужно обратиться к врачу. Не стоит заниматься самолечением. Заболевания у детей могут протекать атипично, и только доктор может определить, чем именно заболел ребенок и какую терапию следует ему назначить, чтобы процесс не прогрессировал.
«Слепо вмешиваться в иммунную систему нельзя»
Советовать принимать какие-то препараты или витамины, чтобы не заболеть, неправильно. Многие родители школьников слишком доверяют рекламе по телевизору, в сети или других информационных источниках, которая обещает: если ребенок будет принимать некое средство, он ни за что не подхватит сезонных вирусов. Но это не соответствует действительности.
Это вопрос иммунитета. Например, есть группа часто болеющих детей. У их родителей порой появляется ложное представление, что проблема в низком иммунитете, и его нужно срочно повысить. А что для этого нужно сделать?
И начинается: где-то услышали про таблетки, которые можно попить, кто-то подсказал капли, которые можно в нос покапать… И люди искренне убеждены, что можно все это проделать и получить непробиваемую защиту от любой инфекции.
Но это не так. Вмешиваться в иммунную систему с помощью препаратов вслепую нельзя. Только если ее поломка доказана анализами, если врачи выявили реальные факторы сниженного иммунитета, можно принимать лекарства. По назначению специалиста. А профилактику низкого иммунитета без обращения к лечащему врачу проводить нельзя ни в коем случае.
Кстати, основная причина состояния тех самых часто болеющих детей — недолеченные очаги инфекции верхних дыхательных путей. Это аденоиды, тонзиллиты, риниты и прочее. Когда родители занимаются лечением ребенка сами, не обращаясь к врачу, они чаще всего заглушают проявление инфекции, но очаг сохраняется. При малейшем провоцирующем факторе, которым может стать не только вирус, но и банальное переохлаждение, инфекция даст о себе знать и начнет снова развиваться. При этом она может распространяться и на другие органы, например, на сердце или почки.
В этой ситуации иммунитет у детей, конечно же, истощается. Он не успевает на каждый рецидив реагировать адекватно. У системы просто не хватает времени восстановиться. Ребенок в итоге попадает в замкнутый круг, из которого никак не может выйти.
Просто нужно вовремя обратиться к педиатру, получить направление к ЛОР-врачу, который своевременно определит все очаги инфекции и назначит необходимую терапию. После ее успешного проведения можно идти в школу без каких бы то ни было рисков.
«Мифы о прививках»
Еще один важный момент — прививки. К сожалению, на многих родителей это слово сегодня действует, как красная тряпка. Но непривитый ребенок — незащищенный ребенок. Он уязвим для множества заболеваний.
Рассчитывать, что даже без прививок дети ничем не заболеют, — ошибка. Но сегодня некоторые родители считают, что вакцины неэффективны, слишком боятся осложнений и различных реакций. Все это тоже мифы, которые блуждают в различных информационных источниках.
«Родители освобождены от беготни, а врачи — от бумаг»
Электронный документооборот серьезно упростил и ускорил работу врачей. Сегодня все справки перешли в цифровой формат. Это не только экономит время, но и позволяет проводить точный мониторинг состояния каждого пациента.
Например, раньше родителям приходилось приходить в поликлинику и высиживать долгие очереди, чтобы получить справку о состоянии ребенка. Потом ее нужно было отнести в школу. Сейчас все это больше не нужно.
Справки появляются в электронной базе и сразу оказываются в доступе у педагогов. Родители освобождены от лишней беготни по кабинетам, а врачи — от траты времени на выписывание этих бесконечных бумаг.
Справка — документ, подтверждающий наличие у ребенка той или иной инфекции или, наоборот, сообщающий, что школьник совершенно здоров. Благодаря информации о каждом ребенке в электронном виде, стало проще вычислить, где есть очаги заболевания, а где все в порядке. Это, конечно же, помогает очень быстро принимать необходимые меры, если эпидемиологическая ситуации в том или ином учебном заведении ухудшается.
«Дети успевают соскучиться по школе»
Понятия «школьной депрессии», тем более в связи с переходом от летних каникул к учебному процессу, нет. Есть особенности вегетативной нервной системы и психотипа каждого ребенка. О них, конечно же, знают родители и учителя, особенно классные руководители. Что-то наподобие депрессии и нежелания идти в школу может возникнуть у детей, которых родители просто не подготовили к школе. Например, подобная ситуация может возникнуть, если семья вернулась с отдыха в последний день каникул, а на следующее утро уже нужно приступать к занятиям.
Если же за десять дней до 1 сентября родители вместе с ребенком начинают упаковывать учебники, думать о расписании, уроках, вспоминать о том, как это — учиться, история получается совсем другая. Родители заблаговременно создают школьную атмосферу дома, и при таком подходе никаких так называемых депрессий не случается.
Дети с удовольствием идут в школу. За время каникул они успевают соскучиться по привычной обстановке, по друзьям, по учителям. Те ребята, у кого есть особенности, конечно, требуют большего внимания. Ими нужно заниматься и, при необходимости, привлекать психологов, а также других врачей.
«Угрозы здоровью нет»
Ребенок, который успел проучиться со своим классом несколько лет, а потом вынужден перейти в другой, испытывает определенный стресс. Исключением можно считать ситуации, когда он сам решил покинуть свой класс по тем или иным причинам. Но я не думаю, что частые переходы такого плана сильно распространены. Это единичные случаи.
Если говорить о ситуации, когда в старшей школе создаются профилированные классы, то это хорошо. Это ранняя профессиональная ориентация и подготовка к будущей специальности. В нашей больнице, например, мы ведем восемь школ. У нас занимаются медицинские классы.
В старшей школе дети объединяются по интересам к будущей профессии, их сближают такие занятия. Например, наш опыт показывает, что 90 процентов детей, окончивших медицинские классы, поступают в медвузы и становятся врачами.
Если же ребенку приходится часто менять класс во время обучения, это никак не влияет на его физическое и психическое здоровье. Такой угрозы нет. Но это может создавать временный стресс и дискомфорт. Впрочем, дети очень быстро адаптируются к любой ситуации.
«Хорошо продуманная система»
Я не стал бы выбирать между очным обучением в школе и обучением домашним. Тут нет четкого выбора «или — или». Во время пандемии у нас был опыт дистанционных школьных занятий. Это была вынужденная мера. И очень много жалоб и нареканий мы слышали от родителей. Они считали, что это очень вредно, что нужно разрешить детям снова ходить в школу.
Что можно сказать? Во-первых, когда мы говорим о дистанционном обучении, надо понимать, что это очень хорошо продуманная система. Все риски здесь учтены. Это не картина, когда ребенок пришел, сел за компьютер и только в конце дня встал. При такой системе он больше слушает учителя, который рассказывает ему материал, а это значит, что у ребенка не напряжено зрение. Потом между уроками специально делаются более длительные перерывы.
«Подростки выпадают из поля зрения»
Родители почему-то не бьют тревогу по поводу гаджетов, с которыми дети проводят огромное количество времени. И неизвестно, что они там смотрят. А это может нести и психический, и физический вред для ребенка одновременно. К тому же когда дети сидят в гаджетах, они находятся в неудобной позе: наклоняются, упираются руками о колени и так далее. Это очень негативно влияет на осанку и дальнейшее формирование скелета.
Если родители хотят оставить ребенка на домашнем обучении, чтобы защитить от возможного заражения в школе, к примеру, тем же коронавирусом, это не самое верное решение. Ребенок может столкнуться с вирусом где угодно: и в лифте, и в магазине, и просто на улице. Он же не будет безвылазно сидеть дома.
Особенно это касается детей старшего подросткового возраста. Они значительно больше времени предоставлены сами себе.
Подростки выпадают из поля зрения как родителей, так и учителей. Мы не всегда можем их проконтролировать.
Так что для максимально адекватной текущей ситуации защиты здоровья ребенка нужно просто придерживаться рекомендаций, которые дают медики и система образования.
«Аптечка школьнику не нужна»
У школьника не должно быть своей аптечки. Я даже не представляю, что он может в ней носить. К тому же ребенок находится не в пустыне. Он — в школе, где есть врачебный кабинет, медсестра, учителя, которые быстро все организуют, если будет необходимость оказания медицинской помощи.
Другая проблема — учителя не всегда в курсе состояния здоровья ребенка. Дети разные.
У некоторых есть хронические прогрессирующие заболевания. Информация о них является медицинской тайной, и родители вправе не рассказывать ничего учителям. Но если в таких условиях происходит нештатная ситуация — например, приступ или обострение состояния ребенка, преподаватели и школьные врачи не всегда могут быстро сориентироваться, оценить положение и помочь школьнику.
При этом никто не имеет права заставлять родителей раскрывать учителям информацию о здоровье их детей или тем более передавать эти сведения без их ведома. При этом если учитель все же знает об особенностях здоровья некоторых своих учеников, он должен сохранять конфиденциальность. И снова все упирается в ответственность родителей.
А носить аптечку с собой ребенку не нужно. Неизвестно, кто и как может ею воспользоваться. Если бы такая аптечка была необходима — поверьте, в школе ее организовали бы для каждого ученика.