«До сих пор не понимаю, как она превратилась в злую начальницу». Олег Басилашвили — об Алисе Фрейндлих, общей сцене и жизни в поездах
Про гибкую кошку
С Алисой Фрейндлих я познакомился очень давно. Меня взяли в театр Ленинского комсомола на роли красавцев, и чуть ли не в первый день я увидел ее. Она пришла показываться в театр, но ее почему-то не взяли. Пошла работать в театр Комиссаржевской, где я ее уже хорошо разглядел.
В театре Ленсовета она показалась мне маленькой девочкой, почти ребенком. А в театр Комиссаржевской я пришел на премьеру интересного спектакля «Светите, звезды», где одну из ролей играла Алиса. Она бегала по лестнице вверх, вниз, как гибкая кошка, и что-то постоянно говорила. На меня ее фигурка, пластика, голос произвели чарующее впечатление. Через несколько лет мы встретились в театре Ленсовета, куда ее взял муж — режиссер Игорь Петрович Владимиров.
Про гипноз Алисы
Моя первая большая работа с Алисой — спектакль «Волки и овцы». Она перешла в наш Большой драматический театр, и ее срочно ввели на роль бедной девушки Глафиры. Я играл Лыняева — барина, который безумно любит женское общество, но боится, что его могут женить, потому что он тогда станет рабом и подкаблучником.
Мне нравилась моя предыдущая партнерша — молодая, красивая, и в самом начале я настороженно отнесся к Алисе Фрейндлих. Но она словно гипнотизировала моего героя. Лынев под чарами Глафиры-Алисы понимал, что вот-вот мышеловка захлопнется, и ему, простите, хана.
Про три пары в калифорнийской гостинице
Я часто вспоминаю наш удивительный спектакль «Калифорнийская сюита», где три разные пары живут в одном из номеров большой калифорнийской гостиницы, а номер из двух или трех комнат называется в Америке «сюит».
Ну вот, мы с Алисой играли все эти три пары. Первая пара — в разводе, у них общая дочь, и они определяют, где эта дочь будет жить — у меня или у нее. Вторая пара — знаменитая. Я — мужчина нетрадиционной ориентации, она — актриса, которой обещали вручить «Оскар», но не вручили. Третья пара прилетела разными самолетами, мой герой — раньше, героиня Алисы — позже, и мне подсовывают в кровать женщину легкого поведения. Алиса застает меня в кровати в объятиях этой женщины, и описать словами ее реакцию невозможно. Надо только видеть.
Алиса — самая гибкая, тонкая актриса из всех, с которыми я играл. Каждый раз учусь у нее актерскому мастерству во всех проявлениях. Каждая роль Алисы — новое открытие. За много лет нашего партнерства я не заметил у нее ни одного штампа. Каждый раз — как в первый раз. Новая роль — новая жизнь, новые переживания. Все с чистого листа.
Про многогранность и жестокость
Один из последних спектаклей с Алисой — «Дядюшкин сон» в постановке Тимура Чхеидзе. Я играл Князя К, она — Зинаиду Москалеву. Героиня Алисы — неприятная особа, которая хочет выдать свою юную дочь за старика ради наследства. И мой Князь все это чувствует. Я вставал перед ней, Алисой, на колени, чтобы попросить руки дочери, а подняться не мог.
Я, хорошо зная Фрейндлих, долго не мог понять, как она, самый добрый и нежный человек на свете, может становиться такой бессердечной и жестокой?
Впрочем, отрицательных героев играть интереснее: они многограннее и лучше выписаны.
Про мымру Эльдара Рязанова
В фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» я играю заместителя директора «Статистического управления», а Алиса — мою начальницу. Я не мог узнать ее на площадке. Это была не та Алиса, которой можно было подмигнуть и рассказать шутку. Она играла злую, требовательную и черствую женщину. Словом, мымру. Мой герой должен был ей угождать.
Так я себя и вел на съемках. И когда она меня обвиняла в грехах, которые совершал мой персонаж во время этого экранного времени, я понимал, что это очень опасно, что надо как-то извернуться, произвести хорошее впечатление. Я отталкивался не от самой Алисы, которую я очень люблю, а от персонажа, которого она играет, и которым она стала.
Героиня Алисы постепенно менялась под влиянием любви, менялась в сторону раскованной, красивой молодой женщины. И вместе с ней менялась Алиса. Это я тоже замечал. Это тоже помогало мне.
Вряд ли произошли бы такие метаморфозы, если бы не режиссер Эльдар Рязанов. Он подсказывал, учил, придумывал, хохотал. С ним было увлекательно. Признаюсь, до сих пор не понимаю, как Алисе удалось из такой лучезарной красавицы превратиться в страшную начальницу. Она гасла на глазах в прямом смысле слова. Причем это происходило в гримерной, когда меняли ее внешность.
Про жизнь в поездах
Невозможно посчитать, сколько вечеров, дней, ночей мы провели с Алисой в поездах. Ездили на съемки из Петербурга в Москву каждую неделю.
Если у меня в Москве были родные, близкие, то у Алисы — только гостиница.
Она научила меня рецепту, которым я пользуюсь много лет. Перед сном выпиваю рюмочку с 30 каплями корвалола с теплой водичкой. В поездах тоже выпивал и спал в дороге прекрасно. Иначе бы сошел с ума.
Про петербуржскую доброту и немецкую логику
Алиса Фрейндлих — очень воспитанный, добрый человек. Она уважает чувства всех людей на свете. Мы с ней уж много поездили по миру. Она не способна обидеть человека, оттолкнуть его от себя. Всем дает автографы, со всеми фотографируется. И делает все это с благодарностью и любовью.
Она — настоящая петербурженка, в самом лучшем значении этого слова.
Есть в ней и немецкие качества, одно из которых — железная логика. Алиса Фрейндлих терпеть не может неразбериху в делах и в мыслях.
Про пожелания оставаться собой
Я хочу пожелать Алисе не изменять самой себе. Она этого и не делает, но не дай Бог. Желаю ей быть такой, какая она есть. Бриллиант, который она представляет, нельзя трогать.
Пусть она остается такой, как этот бриллиант, и будет сама собой всю жизнь. Пусть она сеет вокруг добро, любовь, радость и уважение, как делала это всегда.
Разумеется, желаю здоровья, для того чтобы все это осуществилось. Без нее я не представляю своей жизни. По крайней мере, актерской. Дай Бог, мы еще с тобой, дорогая Алиса, сыграем и в 95 лет. Выпьем на ночь по 30 капель корвалола и сыграем.