«Сейчас актеров отличить друг от друга невозможно». Светлана Немоляева — о съемках в кино, любимом муже и шляпках
Об отцовской поддержке и неугомонном студенчестве
Даже не представляю, кем бы я еще могла быть, кроме как актрисой. О другой профессии даже не думала. С детства любила играть, веселиться, что-то показывать. Хотя и в школе училась хорошо.
Мой папа, который сначала окончил коммерческое училище, а потом ВГИК, говорил: «Света, когда я работал в молодости бухгалтером, то приходил утром в конторку, смотрел на часы и каждую минуту ждал, когда же наступит конец рабочего дня». И добавлял: «Если бы я остался бухгалтером, моя жизнь была бы бесполезной и несчастной».
В молодости я была непоседливой, неугомонной, в чем-то неуправляемой, и получала от педагогов в Щепкинском театральном училище нагоняи. Меня даже хотели отчислить за плохое поведение.
О съемках в кино и фильмах внучки
Несмотря на ранний дебют в детстве, сниматься я стала поздно. Несколько картин в молодости, а потом — после 30 лет. Тогда в кино были такие красавицы — Татьяна Доронина, Людмила Чурсина, Нонна Мордюкова, а я — круглолицая, невзрачная...
У моей внучки Поли тоже непростые отношения с кино. Она снялась в нескольких картинах, и неплохо снялась, но роли были скорее проходные. Поля решила сама стать режиссером. Окончила Высшие курсы режиссеров и сценаристов, сняла дебютный фильм в нашем театре Маяковского с друзьями семьи — Женей Симоновой, Романом Мадяновым — и мной. Получила государственную поддержку на полнометражный фильм «Чайка», в котором я сейчас снимаюсь. В настоящее время я вообще снимаюсь чаще, чем в молодые годы. Видимо, сейчас дефицит на старух…
О муже, сыне и секрете счастья
Мой муж Александр Лазарев был очень добрым, чистым, светлым человеком. Он родился под счастливой звездой, и всю жизнь ему сопутствовала удача. Его все любили.
В театре он сыграл роли из классики, о которых можно только мечтать. Но душе он оставался ребенком. Наивным, доверчивым. Никому никогда не завидовал.
Мы работали в одном театре и никогда не расставались. Любили бывать на природе, гулять. Для прогулок купили дачу.
Наш сын вырос в театре, за кулисами. Ездил с нами на гастроли. Горжусь, что он вырос нравственным, порядочным человеком. У него крепкая семья, замечательные дети. И свой путь в профессии. Саша не захотел работать в нашем театре Маяковского, а пошел в «Ленком», потому что видел, знал, что всей семьей в одной театральной лодке трудно.
Когда у меня спрашивают о секрете счастья, пожимаю плечами. Никакого секрета нет. Просто мне повезло с Сашей. Хотя есть какая-то предопределенность свыше. Мои родители прожили вместе более 50 лет, родители Лазарева — тоже, а вот теперь и наш сын с Алиной вместе больше 30 лет.
Об Эльдаре Рязанове и фильме «Гараж»
Художественный руководитель театра имени Маяковского Андрей Александрович Гончаров с трудом отпускал актеров на съемки. Он считал кино какой-то чепухой и не понимал, как можно тратить время на это занятие, когда есть театр. Но при этом почти все артисты снимались, и Гончаров даже знал где.
Андрей Александрович хорошо относился к Эльдару Рязанову как к человеку и не возражал, чтобы я у него снималась. Только не в ущерб театру! Кстати, мое участие в комедии «Гараж» было под вопросом. Все зависело от Татьяны Васильевны Дорониной. Мы с ней играли в одном спектакле, и она не хотела, чтобы у нее была другая партнерша. В результате нам удалось найти какое-то решение, и я снялась в «Гараже». Очень люблю эту картину. Эльдара Рязанова считаю своим крестным отцом в кино.
Комедия — мой жанр. Я в ней как рыба в воде. Когда у меня спрашивают, пересматриваю ли я фильмы со своим участием, признаюсь: нет. Телевизор смотрю крайне редко.
О готовности к любым ролям и современном кино
Иногда даже неловко говорить, что я работаю в кино. Столько лет, а я снимаюсь. Даже в сериалах. Я — всеядная актриса. Буду работать до последнего. Если роль позволяет за что-то зацепиться, буду играть.
Современный кинематограф оставляет желать лучшего. Я дочь кинорежиссера, выросла в эпоху другого кино, когда была тщательная подготовка, длительные репетиции, экспедиции. И еще была большая требовательность к актерам. Да и актеры тогда были другими. Разве можно забыть Олега Ефремова, Евгения Евстигнеева, Олега Басилашвили, Олега Табакова, Татьяну Доронину? Они врезаются в память навсегда.
А сейчас — тотальная усредненность в кино. Актеры так похожи друг на друга, что отличить их невозможно. И режиссеры не объясняют, что играть, как играть. Раньше искали уникальных, неповторимых актеров, а сегодня, по-моему, никто никого не ищет. У всех — агенты, кастинги, все продается, и это не идет на пользу искусству.
О Москве и любви к ресторанам
Москва — мой родной город. Я москвичка во многих поколениях, уже и не сосчитать. Детство мое прошло на Плющихе, я родилась в коммуналке. Зрелость и старость провожу на Тверской. До этого мы с Сашей жили в квартире на юго-западе Москвы.
Я живу в доме, где находится ресторан «Ереван». Я вообще люблю рестораны. У папы была традиция — каждый раз пировать в ресторане «Националь», когда была премьера его фильма.
О любви к перестановкам и шляпкам
В молодости я полюбила старину. Снималась в фильме «Евгений Онегин» в Ленинграде, жила в гостинице «Астория» и тогда заболела стариной. В «Астории» роскошная мебель. Между прочим, я очень любила переставлять мебель. Сейчас уже не могу себе позволять это занятие, а раньше едва ли не каждый день устраивала перестановки.
Шляпки полюбила примерно в то же время, в 1958 году. До замужества. Шляпки очень помогают в жизни. Они — и от солнца, и от хамства… У меня много шляп, беретов. Всю жизнь я в бигудях и в шляпках.