«За подслушивание у нас били в лицо». Режиссер Юрий Грымов о москвичах, их нравах и разнице поколений
О фильмах Данелия и нормальном смехе
Я долгое время вынашивал идею поставить что-то комедийное, упорно занимался поиском материала, почти 10 лет на это потратил и все не мог найти ничего подходящего. Я, к слову, большой поклонник фильмов Георгия Данелия. В его фильмах все персонажи абсолютно мне знакомы, я понимаю этих людей и мне очень интересно за ними наблюдать. Когда я смотрю современные отечественные комедии, мне они совершенно неинтересны, потому что там придуманные люди, я их не знаю, таких не существует.
Кроме того, я не понимаю жанра «поржать». Для меня он странен. Я считаю, что гораздо сложнее и тоньше, когда вы сидите, просто улыбаетесь и смеетесь по-доброму…
Так вот. Однажды я был в Бостоне, нашел там русского автора и понял: вот оно! Это то, что я хочу сказать, над чем я смеюсь, что меня увлекает. Это очень трогательная лирическая комедия. с полным ощущением света и тепла.
О родителях и «Масквичах»
«Масквичи» — это история про нас. Я даже написал, что посвящаю этот спектакль родителям.
Это рассказ о трех поколениях: бабушке с дедушкой, их детях и внуках. Старики родились в СССР, такой страны уже нет, туда нельзя вернуться. Среднее поколение уехало в Америку, пытается строить свою личную и деловую жизнь в новом мире. А внук уже родился в США. И вот бабушка с дедушкой приезжают к детям в Штаты, и начинается очень смешная история, очень трогательная. Задумка в том, чтобы показать кардинальную разницу в мышлении этих трех поколений.
О москвичах и их привычках
Я — коренной москвич. Сегодня такого понятия уже практически не существует. Впрочем, с проблемой исчезновения «коренных» сталкиваются все большие города: Париж, Нью-Йорк и так далее.
Поясню. Как мне казалось, человек, приезжающий в столицу России, должен изо всех сил стараться стать этим самым настоящим москвичом.
Однако многие привозят сюда свою культуру, свою манеру речи, свой темперамент и категорически не хотят ничего в себе менять. Более того: некоторые даже пытаются навязать это всем остальным жителям большого мегаполиса.
В итоге, мысли настоящего москвича, темперамент настоящего москвича уже практически отсутствуют в сознании жителей столицы.
Москвич ты или масквич можно легко определить по твоим поведению, традициям и привычкам. Люди, которые приезжают сюда жить, причем даже с деньгами, почему-то не утруждают себя даже элементарно нанять педагога по речи.
Меня удивляет, почему люди, приехавшие в город с большой историей, не хотят проникаться этой жизнью, здешней культурой. Получается так, что территориально они живут в Москве, а духовно все еще там, откуда приехали.
Кстати! У меня в свое время была идея открыть «Школу москвича». Может я ее даже в театре «Модерн» в скором времени и реализую. Это будет связано и с историей, и с культурой, с общением, построением диалога, деловыми встречами. Мне кажется, в этом есть смысл. Я даже знаю коренных москвичей, которые с удовольствием бы пришли в эту школу. В этом городе многие скучают по себе подобным.
О нравах в СССР и современных нормах
Я не могу до конца определиться, к какому поколению отношу самого себя. Я родился в СССР, застал все самые активные перестройки, наблюдал изменения в медиа, нововведения в шоу-бизнесе... Думаю, я все-таки ближе к среднему поколению, то есть к поколению тех самых родителей из нашего спектакля, но с задатками СССР.
Да, я сформировался в Советском союзе! Там меня учили быть честным, не подглядывать и не подслушивать. А сегодня подглядывание за кем-то и выкладывание этого в сеть стало нормой.
Честно сказать, у меня это в голове не умещается. Во-первых, зачем это делается, с какой целью? А во-вторых, в моей юности у нас на районе за это били лицо. Человек ходит неделю с разбитой губой и понимает, что подслушивать нельзя.
О разнице поколений и дистанции между людьми
Очевидно, что у каждого поколения есть свои особенности. Для старшего поколения москвичей, как по мне, очень характерна гордость и то, что мы называем коллективизмом. Раньше было принято все делать вместе: работать, отдыхать, строить будущее. Это очень сильная история для поколения моих родителей, которая останется с ними навсегда.
Моя история, история среднего поколения, уже включает в себя зачатки индивидуализма. Понятие «я» определенно стало сильнее, но оно все равно мягкое и подвижное. Когда звучит «мы», то имеется в виду много «я».
У младшего поколения нет никаких «мы». Это колоссальная дистанция. Молодежь практически не пьет алкоголь, не собираются в шумных кампаниях, все меньше они занимаются сексом. Они родились и существуют в виртуальном мире. Сейчас, к счастью, это покачнулось. Соцсети сдают позиции и мне хочется, чтобы на их место пришел настоящий контакт, живое общение, диалог.
Но мне кажется, что примирение этих трех поколений невозможно, так как разрыв между ними слишком велик. Если кто-то и задастся такой целью, то ему придется создавать целую государственную программу по поиску здравого смысла. Нужно пытаться заниматься образованием и культурой, ведь это единственное, что отличает нас от животных. Мы же просто млекопитающие, которые всю жизнь пытаются быть людьми. У некоторых это не получается, и они остаются просто млекопитающими.
О людях и отъездах
Некоторые герои нашего спектакля давно уехали из Москвы, из страны. Но я уверен: каждый уехавший забирает с собой частичку города. Когда я размышляю об этом, понимаю, что не могу даже допустить мысли о том, что когда-то уеду отсюда. Хотя у меня есть родственники по всему миру - например, моя родная сестра живет в Швейцарии, дочь живет во Франции - я никогда не задавался вопросом, где я хотел бы жить, если не тут. К слову, я очень люблю Японию и хорошо изучил эту страну. Но я не могу там жить. Почему? Потому что я не японец.
Что мне дорого в Москве? Ну, конечно, люди. Без них в другой стране я бы не смог.