09:16, 06 июля 2021
6 мин.

«Важно не допустить расползания». Что будет с Москвой и другими мегаполисами в ближайшее время?

Чтобы занимать первые строчки в международных рейтингах, современному мегаполису давно уже недостаточно просто выделяться своими размерами или обладать богатой историей. Его сегодняшняя задача - удерживать высокий статус, успевая оперативно реагировать на вызовы времени: пандемию и изменения климата, внедрение новых технологий и экономические кризисы. О том, как это происходит в Москве и других городах, говорили главные спикеры деловой программы Десятого Московского урбанистического форума, завершившего свою работу 4 июля. МОСЛЕНТА публикует обзор их выступлений.

«Важно не допустить расползания». Что будет с Москвой и другими мегаполисами в ближайшее время?
Фото: Nikita Ermilov / Unsplash

«Сфера услуг захватила до 80 процентов городской экономики»

Открывая заседание форума «Города-суперзвезды. Слагаемые успеха», мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что в связи с пандемией COVID-19 в этом году мероприятие проходит в смешанном режиме: около половины спикеров и большая часть зрителей участвуют в нем онлайн. Что в сложившихся условиях вполне нормально: так Москва реагирует на «новую угрозу, новую мутацию вируса».

Мэр подчеркнул, что столица смогла выработать собственный сценарий действий, предоставив населению оперативную и доступную помощь и обеспечив нормальное функционирование большинства отраслей города.

Мэр Москвы Сергей Собянин

Мэр Москвы Сергей Собянин

Фото: urbanforum.m24.ru

Сергей Собянин обратил внимание гостей, что несмотря на отдельные прогнозы, предсказывавшие отток населения из больших городов в сельскую местность, этого не происходит. Население мегаполисов продолжает увеличиваться за счет высокого уровня заработка, сервисов и медицинского обеспечения, что особо актуально в условиях пандемии. Большие города преодолевают вызовы времени, меняя структуру своей экономики, в которой доля промышленности стремительно падает, а «сфера услуг захватила до 80 процентов городской экономики».

«Нельзя брать отдельные приоритеты»

Человеческий капитал сегодня играет все большую роль в экономике мегаполисов, которые конкурируют между собой, стремясь привлечь самых высококлассных специалистов. Именно от политики городских властей зависит создание комфортных условий для жизни, привлекательной среды, притягивающей людей. Поэтому с одной стороны при планировании развития Москвы важно избежать сверхплотной застройки, расползания территорий, а с другой — воплотить такие современные урбанистические концепции, как Urban health, безопасный город, пятнадцатиминутный город.

При планировании развития Москвы задача руководства города — не просто благоустроить отдельные парки и дворы, а создать точки притяжения в каждом районе

«Нельзя брать отдельные приоритеты и развивать только эти направления. Человеку нужны хорошее образование, здравоохранение, транспорт, благоустройство. Причем не завтра, а сегодня. Поэтому мы вынуждены развивать все одновременно. Для этого нужна мощная команда, видение этих проблем и постоянная устремленность на конечный результат», — подчеркнул Мэр Москвы.

На примере развития общественных пространств Собянин отметил, насколько огромен масштаб преобразований в столице. При планировании развития Москвы задача руководства города — не просто благоустроить отдельные парки и дворы, а создать точки притяжения в каждом районе. И в то же время создавать и возрождать знаковые общественные пространства, такие как ВДНХ и Парк «Зарядье».

«Создание транспортного каркаса»

О развитии транспортной инфраструктуры города на форуме говорил заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. На дискуссии «Звезда родилась. Кейсы успешной трансформации городов» он рассказывал о том, что Москва успешно справляется с задачами обновления и развития, в том числе за счет активного строительства социальных объектов и расширения транспортной инфраструктуры, повышающей связанность города.

Приоритет отдается развитию рельсового и экологического транспорта. Заммэра сказал: «Уже в следующем, 2022 году, на год раньше плана, мы собираемся запустить Большую Кольцевую линию московского метро»

Именно создание нового транспортного каркаса столицы стало одним из основных направлений развития города в последние десять лет. За это время в Москве построили 60 станций метро, 30 станций МЦК, проложили более 1000 километров дорог.

Читайте на тему:

Одной из основных задач последних двух лет, по словам Бочкарева, было «любой ценой удерживать набранные темпы трансформации города и выполнения работ по созданию новой инфраструктуры». В этой ситуации такая мера, как создание программы льготной ипотеки, значительно поддержала сектор коммерческой, жилой недвижимости. Стимулировав спрос на рынке, она позволила компаниям-застройщикам не сбавлять объемы выполняемых работ. «К весне 2021 года мы вернулись к темпам городского строительства, которые были до пандемии», — сказал Бочкарев.

«Количество станций метро увеличилось на 50 процентов»

«Транспорт был в числе топ-трех проблем столицы. И новое правительство сразу стало работать над тем, чтобы изменить эту систему», — сказал заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. На дискуссии «Успешная трансформация. Какой вектор транспортного развития выбирают города-лидеры», он рассказал о работе, проделанной с 2010 года.

Заместитель Мэра Москвы Максим Ликсутов

Заместитель Мэра Москвы Максим Ликсутов

Фото: urbanforum.m24.ru

С учетом станций МЦК, запуск которого обозначил новый этап в транспортном развитии города, за последние десять лет количество станций московского метро увеличилось на 50 процентов. Уже введены два из пяти Московских центральных диаметров, оставшиеся три заработают к концу 2023 года.

Максимально упрощена система оплаты проезда, что стало возможно благодаря вводу единых стандартов и тарифов оплаты городского транспорта. Московский парк электробусов на сегодняшний день является самым большим в Европе. Ликсутов подчеркнул, что: «Многие европейские города используют наш опыт и его запрашивают».

«В ближайшие пару лет в столице появится водородный автобус»

Согласно исследованию McKinsey, Москва входит в топ-10 крупных мегаполисов мира с наиболее развитыми системами городского транспорта наряду с Парижем, Сингапуром, Гонконгом, Лондоном и Нью-Йорком.

Читайте на тему:

Если говорить о планах на ближайшее будущее, то одна из технологий, которая позволит упростить пользование транспортом в столице — это возможность оплачивать проезд, используя биометрический паспорт. Такой сервис в московском метро планируют запустить до конца года.

По словам Ликсутова, в транспортную систему Москвы скоро будут включены экологически чистые автобусы на водородном топливе: «В ближайшую пару лет водородный автобус сможет работать в городских условиях».

«Проработка вопроса о снижении нештрафуемой скорости»

С 2010 года количество сбоев на всех видах транспорта в столице снизилось почти в десять раз, и работа по обеспечению безопасности дорожного движения продолжает оставаться в приоритете. Для этого сейчас, по словам Ликсутова, ведется проработка вопроса о снижении нештрафуемой скорости в Москве с 20 до 10 километров в час, как это уже сделано в большинстве мегаполисов мира.

Мобильность москвичей значительно расширилась за последние годы еще и за счет развития систем шеринга автомобилей, велосипедов и электросамокатов, о которых на дискуссии говорили отдельно. Ликсутов рассказал, что сейчас ведется работа по определению норм и правил их использования в городе. Многих горожан не устраивают такие соседи в пешеходных зонах. Заммэра подчеркнул, важно учитывать, что из всех ДТП с участием этих транспортных средств восемь процентов происходят на арендованных электросамокатах, а остальные 92 процента — на частных.

За 10 лет Москва снизила потребление газа на 30 процентов, успешно завершила программу замены устаревших лифтов и увеличила количество зданий с архитектурной подсветкой с 600 до 2500

Столица развивает и свою вело-инфраструктуру. Ликсутов сообщил, что в течение ближайших пяти лет сеть московских веломаршрутов расширится до 760 километров.

«За десять лет в 230 раз увеличилось количество пешеходных пространств в Москве, а проект «Зеленое кольцо» в ближайшие годы свяжет велодорожками основные парки и зеленые зоны города», — рассказал заммэра.

«Все, что Москва вкладывает, возвращается и окупается»

Второй день форума начался с выступления заместителя мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петра Бирюкова.

Заместитель Мэра Москвы Петр Бирюков

Заместитель Мэра Москвы Петр Бирюков

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

На дискуссии «Использование индекса городского счастья в управлении мегаполисом» он рассказал, что для улучшения координации работы вверенного ему ведомства в столице сейчас создается «Центр управления комплексом городского хозяйства». При планировании работ он позволит учитывать все внесенные в единую базу данные: от квалификации каждого из 500 тысяч сотрудников до систем взаимодействия строек и программ по благоустройству столицы.

По словам Бирюкова, за последние 10 лет Москва многое сделала, чтобы подняться в мировых рейтингах городов. Например, снизила потребление газа на 30 процентов, ежегодно проводит обновление 2,4 процента столичной инженерии, успешно завершила программу замены устаревших лифтов и увеличила количество зданий с архитектурной подсветкой с 600 до 2500. В столице организован раздельный сбор мусора, созданы вертолетные подразделения пожарной и санитарной авиации.

За десять лет в Москве этап за этапом был реализован цикл программ, преобразивших всю городскую среду: от подъездов и дворов, до улиц, парков и набережных. При этом все вложения в московскую инфраструктуру стали городским капиталом, который уже дает отдачу. «Все, что город вкладывает в благоустройство, в течение полутора лет возвращается в казну в виде налоговых поступлений, — сказал Бирюков. — В красивых, ухоженных местах магазины увеличивают свою прибыль, посетители с удовольствием идут в рестораны. Поэтому все, что Москва вкладывает, возвращается и окупается».

Остальные выступления и записи панельных дискуссий - на официальной странице Московского урбанистического форума

Партнерские материалы