«Важно не допустить расползания». Что будет с Москвой и другими мегаполисами в ближайшее время?
«Сфера услуг захватила до 80 процентов городской экономики»
Открывая заседание форума «Города-суперзвезды. Слагаемые успеха», мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что в связи с пандемией COVID-19 в этом году мероприятие проходит в смешанном режиме: около половины спикеров и большая часть зрителей участвуют в нем онлайн. Что в сложившихся условиях вполне нормально: так Москва реагирует на «новую угрозу, новую мутацию вируса».
Мэр подчеркнул, что столица смогла выработать собственный сценарий действий, предоставив населению оперативную и доступную помощь и обеспечив нормальное функционирование большинства отраслей города.
Сергей Собянин обратил внимание гостей, что несмотря на отдельные прогнозы, предсказывавшие отток населения из больших городов в сельскую местность, этого не происходит. Население мегаполисов продолжает увеличиваться за счет высокого уровня заработка, сервисов и медицинского обеспечения, что особо актуально в условиях пандемии. Большие города преодолевают вызовы времени, меняя структуру своей экономики, в которой доля промышленности стремительно падает, а «сфера услуг захватила до 80 процентов городской экономики».
«Нельзя брать отдельные приоритеты»
Человеческий капитал сегодня играет все большую роль в экономике мегаполисов, которые конкурируют между собой, стремясь привлечь самых высококлассных специалистов. Именно от политики городских властей зависит создание комфортных условий для жизни, привлекательной среды, притягивающей людей. Поэтому с одной стороны при планировании развития Москвы важно избежать сверхплотной застройки, расползания территорий, а с другой — воплотить такие современные урбанистические концепции, как Urban health, безопасный город, пятнадцатиминутный город.
При планировании развития Москвы задача руководства города — не просто благоустроить отдельные парки и дворы, а создать точки притяжения в каждом районе
«Нельзя брать отдельные приоритеты и развивать только эти направления. Человеку нужны хорошее образование, здравоохранение, транспорт, благоустройство. Причем не завтра, а сегодня. Поэтому мы вынуждены развивать все одновременно. Для этого нужна мощная команда, видение этих проблем и постоянная устремленность на конечный результат», — подчеркнул Мэр Москвы.
На примере развития общественных пространств Собянин отметил, насколько огромен масштаб преобразований в столице. При планировании развития Москвы задача руководства города — не просто благоустроить отдельные парки и дворы, а создать точки притяжения в каждом районе. И в то же время создавать и возрождать знаковые общественные пространства, такие как ВДНХ и Парк «Зарядье».
«Создание транспортного каркаса»
О развитии транспортной инфраструктуры города на форуме говорил заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. На дискуссии «Звезда родилась. Кейсы успешной трансформации городов» он рассказывал о том, что Москва успешно справляется с задачами обновления и развития, в том числе за счет активного строительства социальных объектов и расширения транспортной инфраструктуры, повышающей связанность города.
Приоритет отдается развитию рельсового и экологического транспорта. Заммэра сказал: «Уже в следующем, 2022 году, на год раньше плана, мы собираемся запустить Большую Кольцевую линию московского метро»
Именно создание нового транспортного каркаса столицы стало одним из основных направлений развития города в последние десять лет. За это время в Москве построили 60 станций метро, 30 станций МЦК, проложили более 1000 километров дорог.
Одной из основных задач последних двух лет, по словам Бочкарева, было «любой ценой удерживать набранные темпы трансформации города и выполнения работ по созданию новой инфраструктуры». В этой ситуации такая мера, как создание программы льготной ипотеки, значительно поддержала сектор коммерческой, жилой недвижимости. Стимулировав спрос на рынке, она позволила компаниям-застройщикам не сбавлять объемы выполняемых работ. «К весне 2021 года мы вернулись к темпам городского строительства, которые были до пандемии», — сказал Бочкарев.
«Количество станций метро увеличилось на 50 процентов»
«Транспорт был в числе топ-трех проблем столицы. И новое правительство сразу стало работать над тем, чтобы изменить эту систему», — сказал заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. На дискуссии «Успешная трансформация. Какой вектор транспортного развития выбирают города-лидеры», он рассказал о работе, проделанной с 2010 года.
С учетом станций МЦК, запуск которого обозначил новый этап в транспортном развитии города, за последние десять лет количество станций московского метро увеличилось на 50 процентов. Уже введены два из пяти Московских центральных диаметров, оставшиеся три заработают к концу 2023 года.
Максимально упрощена система оплаты проезда, что стало возможно благодаря вводу единых стандартов и тарифов оплаты городского транспорта. Московский парк электробусов на сегодняшний день является самым большим в Европе. Ликсутов подчеркнул, что: «Многие европейские города используют наш опыт и его запрашивают».
«В ближайшие пару лет в столице появится водородный автобус»
Согласно исследованию McKinsey, Москва входит в топ-10 крупных мегаполисов мира с наиболее развитыми системами городского транспорта наряду с Парижем, Сингапуром, Гонконгом, Лондоном и Нью-Йорком.
Если говорить о планах на ближайшее будущее, то одна из технологий, которая позволит упростить пользование транспортом в столице — это возможность оплачивать проезд, используя биометрический паспорт. Такой сервис в московском метро планируют запустить до конца года.
По словам Ликсутова, в транспортную систему Москвы скоро будут включены экологически чистые автобусы на водородном топливе: «В ближайшую пару лет водородный автобус сможет работать в городских условиях».
«Проработка вопроса о снижении нештрафуемой скорости»
С 2010 года количество сбоев на всех видах транспорта в столице снизилось почти в десять раз, и работа по обеспечению безопасности дорожного движения продолжает оставаться в приоритете. Для этого сейчас, по словам Ликсутова, ведется проработка вопроса о снижении нештрафуемой скорости в Москве с 20 до 10 километров в час, как это уже сделано в большинстве мегаполисов мира.
Мобильность москвичей значительно расширилась за последние годы еще и за счет развития систем шеринга автомобилей, велосипедов и электросамокатов, о которых на дискуссии говорили отдельно. Ликсутов рассказал, что сейчас ведется работа по определению норм и правил их использования в городе. Многих горожан не устраивают такие соседи в пешеходных зонах. Заммэра подчеркнул, важно учитывать, что из всех ДТП с участием этих транспортных средств восемь процентов происходят на арендованных электросамокатах, а остальные 92 процента — на частных.
За 10 лет Москва снизила потребление газа на 30 процентов, успешно завершила программу замены устаревших лифтов и увеличила количество зданий с архитектурной подсветкой с 600 до 2500
Столица развивает и свою вело-инфраструктуру. Ликсутов сообщил, что в течение ближайших пяти лет сеть московских веломаршрутов расширится до 760 километров.
«За десять лет в 230 раз увеличилось количество пешеходных пространств в Москве, а проект «Зеленое кольцо» в ближайшие годы свяжет велодорожками основные парки и зеленые зоны города», — рассказал заммэра.
«Все, что Москва вкладывает, возвращается и окупается»
Второй день форума начался с выступления заместителя мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петра Бирюкова.
На дискуссии «Использование индекса городского счастья в управлении мегаполисом» он рассказал, что для улучшения координации работы вверенного ему ведомства в столице сейчас создается «Центр управления комплексом городского хозяйства». При планировании работ он позволит учитывать все внесенные в единую базу данные: от квалификации каждого из 500 тысяч сотрудников до систем взаимодействия строек и программ по благоустройству столицы.
По словам Бирюкова, за последние 10 лет Москва многое сделала, чтобы подняться в мировых рейтингах городов. Например, снизила потребление газа на 30 процентов, ежегодно проводит обновление 2,4 процента столичной инженерии, успешно завершила программу замены устаревших лифтов и увеличила количество зданий с архитектурной подсветкой с 600 до 2500. В столице организован раздельный сбор мусора, созданы вертолетные подразделения пожарной и санитарной авиации.
За десять лет в Москве этап за этапом был реализован цикл программ, преобразивших всю городскую среду: от подъездов и дворов, до улиц, парков и набережных. При этом все вложения в московскую инфраструктуру стали городским капиталом, который уже дает отдачу. «Все, что город вкладывает в благоустройство, в течение полутора лет возвращается в казну в виде налоговых поступлений, — сказал Бирюков. — В красивых, ухоженных местах магазины увеличивают свою прибыль, посетители с удовольствием идут в рестораны. Поэтому все, что Москва вкладывает, возвращается и окупается».
Остальные выступления и записи панельных дискуссий - на официальной странице Московского урбанистического форума