Город

Место встречи: «Гоголь-центр»

МОСЛЕНТА проследила за развитием событий вокруг обысков у Серебренникова

Полиция и прохожие у здания "Гоголь-центр" в Москве. Сотрудники правоохранительных органов проводят обыски в здании "Гоголь-центра" и в квартире художественного руководителя театра Кирилла Серебренникова.

© Максим Блинов / РИА Новости

Обыски в «Гоголь-центре» и в доме его художественного руководителя режиссера Кирилла Серебренникова начались утром 23 мая. Как пояснили в пресс-службе столичного управления Следственного комитета, они проходили в рамках уголовного дела о хищении бюджетных средств в особо крупном размере. В середине дня, то есть в самый разгар обысков, на страничке «Гоголь-центра» в Facebook появился призыв ко всем неравнодушным: прийти и поддержать. МОСЛЕНТА отправилась на место событий и попыталась разобраться в произошедшем.

Обыски в «Гоголь-центре» и в доме его художественного руководителя режиссера Кирилла Серебренникова начались утром во вторник, 23 мая. Как пояснили в пресс-службе столичного управления Следственного комитета, они проходили в рамках уголовного дела о хищении бюджетных средств в особо крупном размере. При этом сам режиссер проходит по нему как свидетель. МОСЛЕНТА разбиралась в произошедшем.

Нежданные гости

С самого утра в театр приехал с обысками ОМОН, задержав всех находящихся внутри здания, на шесть часов. Одновременно обыски состоялись и в квартире художественного руководителя «Гоголь-центра» — режиссера Кирилла Серебренникова.

Объяснений происходящему поначалу не было вовсе, зато выглядело все, как в кино: по сообщению «Коммерсанта», к театру подъехал тонированный микроавтобус, в котором находились около десятка сотрудников ФСБ и представители СК. Один остался на входе, впуская работников «Гоголь-центра» на свои рабочие места, а вот обратно уже выйти никто не мог. Остальные сотрудники правоохранительных органов разошлись по зданию и начали обыск.

Вскоре, однако, начала поступать пусть и скудная, но информация. Так, следствие отметило, что все происходящее связано с делом о хищении бюджетных средств. Позднее СК уточнил, что неустановленные лица из числа руководителей созданной Кириллом Серебренниковым «Седьмой студии» с 2011 по 2014 годы похитили около 200 миллионов рублей, выделенных государством из бюджета на развитие и популяризацию искусства.

«В настоящее время по подозрению в совершении указанного преступления задержан бывший генеральный директор АНО „Седьмая студия“ Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева», — сообщила старший помощник руководителя столичного главка СК Юлия Иванова.

Впрочем, многие досужие умы тут же построили свои теории: не секрет, что на всякую попытку цензуры, на всякое нарушение конституционных свобод «Гоголь-центр» первым отвечал спектаклем, манифестом, фестивалем или форумом. А такое мало кому прощается…

Ситуация вокруг театра "Гоголь-центр".Актриса Чулпан Хаматова (справа) у здания "Гоголь-центра"

© Петр Кассин / «Коммерсантъ»

«Меня очень неприятно поразило известие о том, что у режиссера Кирилла Серебренникова и в руководимом им «Гоголь-центре» проходят обыски, — написал в своем официальном заявлении знаменитый танцор Михаил Барышников. — Это просто не укладывается в голове. Художник, которым Россия должна была бы гордиться, унижен и оскорблен. А поскольку это человек, известный своей независимостью и свободолюбием, человек, неоднократно выступавший со смелыми политическими заявлениями, эти внезапные репрессии выглядят особенно скверно. Я очень обеспокоен случившимся и надеюсь, что общественность в России и в мире заступится за одного из самых ярких деятелей современного театра».

Правда, к вечеру Серебренникова уже отпустили с обзязательством явки к следователю, причем представители СК подтвердили ранее появившуюся информацию, что допрашивали его в качестве свидетеля.

У парадного подъезда

Между тем, еще в середине дня, то есть в самый разгар обысков, на страничке «Гоголь-центра» в Facebook появился призыв ко всем неравнодушным «прийти и поддержать». Неожиданно для полиции, первой прибывшей на улицу Казакова, пришедших оказалось довольно много — порядка двух сотен человек.

Люди собрались совершенно разномастные, но одинаково взволнованные. «Мы приехали на репетицию к четырем, — жаловались корреспонденту МОСЛЕНТЫ молодые актеры, толпившиеся у служебного входа. — И вот уже час, как не можем зайти в здание! Впрочем, это не самое страшное. Из-за того, что происходит, у нас ощущение, будто кто-то близкий умер. Мы совершенно дезориентированы».

Дезориентированных, впрочем, тут было большинство. Все ждали хоть какой-то ясности и заявлений, собираясь в стайки своими компаниями, хотя на тот момент СК уже разъяснил ситуацию с уголовным делом. Но, похоже, сухих формулировок следователей культурной общественности оказалось недостаточно — все хотели получить «живую» информацию из первых рук. «Я такого количества своих коллег давным-давно не видела, — вздыхает одна из актрис. — Жалко только, что повод для встречи такой плохой».

Около пяти часов вечера из дверей театра вышли, наконец Чулпан Хаматова и Евгений Миронов. Слегка дрожащим от волнения голосом Чулпан зачитала собравшимся письмо в поддержку художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова.

По словам Хаматовой, все знают режиссера как «честного, порядочного и открытого человека». «Мы выражаем слова поддержки нашим коллегам и надеемся, что следствие будет проходить объективно и справедливо», — подчеркнула она.

Хаматова добавила, что под соответствующим заявлением подписались Евгений Миронов, Олег Табаков, Марк Захаров, Сергей Гармаш, Алла Демидова, Юлия Пересильд, Елизавета Боярская, Ксения Раппопорт, Виктория Толстоганова, Хаски и многие другие.

Обыски в театре "Гоголь-центр". Охранник у служебного входа в здание театра

© Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

На этом «официальная» часть и завершилась. Расходиться, впрочем, никто не собирался — тем более, что из театра просачивались то и дело просачивались какие-то новости, а с улицы подтягивалась очередная знаменитость. Например, неожиданно в толпе возник режиссер Федор Бондарчук — да не один, а в компании со своей женой Паулиной Андреевой.

«Я приехал сюда со съемок прямо в шлепках, как только узнал, что произошло, — поделился Федор. — Я считаю: то, что к Кириллу пришли домой — настоящее безобразие, он не из тех людей, кто будет скрываться. Почему я приехал? По трем причинам. Во-первых, и это самое главное, Серебренников — мой друг, с которым меня многое связывает. Во-вторых, чтобы поддержать актеров и „Гоголь-центр“, который я любою и уважаю. И в-третьих, чтобы попытаться понять, что вообще происходит сейчас с человеком, являющимся гордостью всей страны, человеком, которого знают во всем мире».

«Любой человек, занимающий руководящую должность, уязвим. На него всегда можно что-то найти. Вопрос лишь в том, хотят на него что-то найти или не хотят», — рассуждал поэт Лев Рубинштейн.

«То, что происходит — настоящий ужас и акция запугивания. Мы все прекрасно знаем, что Кирилл — кристально честный человек», — делился эмоциями актер Анатолий Белый, сыгравший в спектаклях Серебренникова «Околоноля», «Терроризм» и «Человек-подушка».

«Это театр, в котором играют и ставят спектакли мои друзья, — рассказала МОСЛЕНТЕ поэтесса Вера Полозкова. — Я всех их очень люблю и очень за них переживаю — особенно еще и потому, что вижу: то, что случилось сегодня, носит весьма недвусмысленный характер: обыски сегодня прошли не только здесь, но и на „Винзаводе“, и еще по нескольким адресам. Это очень страшно…».

Артисты "Седьмой студии" в сцене из спектакля Давида Бобе и Кирилла Серебренникова "Метаморфозы" по поэме Овидия, представленного на "Платформе" Центра современного искусства "Винзавод"

© Сергей Пятаков / РИА Новости

Кстати, незадолго до начала собрания представители «Винзавода» опровергли сообщения о происходящих у них обысках и заверили, что центр современного искусства работает в обычном режиме. Да сотрудники остальных организаций, расположенных на территории центра, заверили, что обстановка у них там спокойная и об обысках они ничего не слышали.

Наконец, машина ОМОНа отъехала от здания «Гоголь-центра» лишь в половине шестого вечера безо всяких комментариев. Пришедших на репетицию актеров немедленно запустили в театр. Ну а те, кто провел в театре под надзором более шести часов, получили возможность выйти на улицу.

«Это был самый плохой спектакль в самом лучшем театре, — поделилась впечатлениями с корреспондентом МОСЛЕНТЫ дизайнер, арт-директор фестиваля «Золотая Маска», ведущий дизайнер проекта «Платформа» и «Гоголь-центра» Наталья Шендрик. — Мы сидели с самого утра под надзором вежливых людей в масках, задержавших всех бывших на тот момент в „Гоголь-центре“, включая настройщика рояля. Причем все это без объяснения причин. „Обыск в театре. Все пришедшие задержаны“, — вот и все, что мы услышали».

Справка: «Седьмая студия»

Пока все внимание сосредоточено на персоне Кирилла Серебренникова, однако про «Седьмую студию», которая постоянно фигурировала в заявлениях правоохранительных органов (в отличие от режиссера), никто не говорит. МОСЛЕНТА решила вспомнить историю этой труппы.

Коллектив был создан Кириллом Серебренниковым в 2012 году на основе собственного актерско-режиссерского курса в Школе-студии МХАТ. Режиссер обучал своих студентов по собственной методике, главной целью которой было воспитать актеров, готовых к работе в самых нестандартных проектах. Артисты студии не только играют драматические роли, но и поют, танцуют, сочиняют музыку.

Свои первые спектакли «Седьмая студия» играла в Центре современного искусства «Винзавод» и на Новой сцене МХТ имени Чехова. В сентябре же 2012 года было объявлено о приходе «Студии» в качестве одной из групп-резидентов в созданный Кириллом Серебренниковым «Гоголь-центр».

На данный момент Серебренников — единственный владелец «Седьмой студии». Организацию зарегистрировали в квартире на Пречистенке, где живет режиссер.