От кринолинов веет скукой
29 мая на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко — премьерный показ оперного триптиха композитора Александра Журбина «Метаморфозы любви». Накануне МОСЛЕНТА поговорила с главный дирижером-постановщиком «Метаморфоз» — главным дирижером «Стасика», художественным руководителем Камерного оркестра Московской консерватории Феликсом Коробовым.
Идущие за звездами
—Чем обуславливается выбор того или иного произведения для постановки?
Составляющих тут много. Некоторые спектакли, в том числе идущая у нас «Медея», ставятся специально «под актера», в данном случае — под Хиблу Герзмава. Но чаще, конечно, мы разрабатываем более долгосрочную политику.
Читайте также
—Режиссеры драматических театров констатируют, что все больше зрителей сегодня ходят не на постановку, а на звезд. Как считаете: с оперными постановками нынче та же проблема?
Все в конечном итоге решают деньги и бюджеты. Когда Венская опера могла себе позволить на все роли звать исключительно звезд, вполне возможно, что публика шла на постановку — потому что не возникало вопросов о том, что кто-то в постановке перетягивает одеяло на себя. Мол, этого певца мы послушаем, а все остальное как на магнитофоне промотаем. Но потом настали другие времена, когда та же Венская опера могла позволить себе лишь одну звезду. И зрители стали ходить именно на нее.
—Вена Веной. А что происходит в России? В вашем, например, театре?
В наших стенах — давняя традиция режиссерского театра: так исторически сложилось. Сначала тут работали отцы-основатели — Станиславский и Немирович-Данченко. Потом была эпоха Льва Михайлова. При этом наш театр силен и ансамблем певцов, который очень долго и очень кропотливо собирался Александром Тителем — нашим нынешним художественным руководителем и главным режиссером оперной труппы. Так что, мне кажется, к нам зритель идет смотреть и постановки, и звезд.
Подальше от кринолинов
—Существует мнение, что для того, чтобы стать оперной суперзвездой, нужно уехать за границу. В пример приводят Анну Нетребко.
Думаю, это не так. Возьмем ту же Хиблу Герзмава. Она очень долгое время была звездой только в России, потом у нее начался период активных заграничных гастролей. Но, тем не менее, она по-прежнему с удовольствием выдает у нас в стране все свои спектакли, выступает в нашем театре и продолжает считать его своим домом. Так что все зависит исключительно от человека.
Кроме того, я вообще не очень понимаю, что такое «звезда». Мы все делаем общее дело и… Знаете, чудо оперного спектакля как раз в том, что его можно сделать только вместе.
Если в опере был чудесный оркестр, фантастический дирижер, но плохие певцы — это плохой спектакль. Если были великолепные певцы, замечательные декорации, но плохой оркестр, это тоже плохой спектакль. Для успеха пазл должен сойтись.
Читайте также
—Сегодня среди любителей оперы можно выделить две группы. Одни — сторонники так называемых классических постановок, другие пропагандируют всевозможные новаторства. Какими же должны быть оперные постановки?
Я на своем веку видел спектакли, где Онегин ухаживает за Ленским, а Дон Жуан спит с Лепорелло. И от них веяло такой скукой! А я еще я видел спектакли, поставленные, как положено — с кринолинами, историческими декорациями. И они были очень свежи и интересны. Так что дело тут исключительно в талантливости той или иной оперы, в идеях постановщика и поставленных задачах.
Есть эксперименты совершенно допустимые. Так, действие «Травиаты» Верди разворачивается непосредственно в день премьеры, что дает нам возможность переносить сюжет этой оперы в наши дни. Можно без проблем осовременить действие «Богемы». А вот «Вильгем Телль» или «Симон Бокканегра» строго привязаны к вполне определенной исторической эпохе… И еще — обратите внимание — современный авангард часто просто повторяет сам себя. «Риголетто» в джинсах был поставлен уже очень давно.
Музыкальная пауза
—Нет ли у вас ощущения, что сегодня существует дефицит композиторов, пишущих оперы?
За один сезон я просматриваю 15-20 произведений современных авторов!
Читайте также
—И что скажете?
Скажу так: одна из главных проблем заключается в том, что многие современные композиторы выдают за оперу обыкновенный мюзикл. А это все же совершенно разные жанры. В мюзиклах текст всегда стоит на первом месте, в опере же первое слово — за мелодией, музыкальной составляющей.
—Тогда вернемся именно к опере… Есть ли произведение, которое вы мечтаете продирижировать?
Моей мечтой детства было продирижировать всего Джузеппе Верди. Но пока получился лишь практически весь Николай Римский-Корсаков. Однако для меня намного важнее просто иметь возможность делать то, что мне нравится. Так что откровенно скажу: я — счастливый человек, потому что у меня это получается всю жизнь.