Три недели без маршруток
Три недели прошло с нашумевшей реформы маршруток: первая закончилась бурей негативных комментариев в соцсетях, после которой резко наступил штиль. А сейчас, кажется, все и вовсе забыли о «транспортном апокалипсисе». МОСЛЕНТА попыталась разобраться, действительно ли новая схема движения наземного транспорта заработала.
На страх и риск
После 15 августа в московском городском реестре осталось всего 37 маршруток старого формата. То есть таких, которые могут останавливаться в любом разрешённом правилами дорожного движения месте и самостоятельно устанавливать тарифы. Все они обслуживают территорию Зеленограда и Новой Москвы, не затронутые транспортной реформой. Тем не менее, встретить старенькие микроавтобусы можно и в других районах столицы.
«Всё же у нас „законопослушные“ перевозчики. Они целую неделю, мучаясь, не выходили на маршруты. А потом, я думаю, посмотрели на транспортный коллапс в Москве и как страдают горожане — да и начали потихоньку снова работать. На свой страх и риск», — пояснил президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.
За риск грозит очень приличный штраф — Кодекс об административных правонарушениях за работу без маршрутных карт обязывает заплатить 300 тысяч рублей. «То есть, если постараться, можно на несколько миллионов на одном маршруте штрафов положить», — уточнил эксперт.
Конечно, вряд ли перевозчики выступают в этом случае в роли Робин Гуда. Бизнес прибыльный, и отказываться от сотен тысяч рублей дохода ежедневно не хочется. Поэтому многие пытаются хитрить, маскируясь под подмосковные маршрутки: новые номера, с трафаретов исчезла буква «М», цифры теперь не чёрные, а красные.
Пока без претензий
Кто следит за работой «нелегальных перевозчиков», толком не понятно. В департаменте транспорта лишь предлагают жаловаться в контакт-центр «Московский транспорт» по телефону 3210 (с мобильных) и 8 (495) 539-54-54 (с городского). Только горожанам это вряд ли выгодно, ведь старые микроавтобусы вернулись, а те, кому они не нравятся, могут пользоваться новыми.
В серьёзности санкций, которые могут грозить “старым” перевозчикам, Свешников также сомневается. «Я думаю, что контрольно-надзорные органы будут с пониманием подходить к этому процессу, потому что перевозчики находятся в состоянии судебных разбирательств по поводу законности закрытия маршрутов», — объяснил он.
В арбитражный суд обратились несколько перевозчиков. Очередное заседание назначено на 16 сентября, и в случае проигрыша истцы намерены пройти все инстанции и даже добиться компенсации упущенной выгоды.
По словам президента Московского транспортного союза, который принимал участие в подготовке Федерального Закона «Об организации регулярных перевозок», приказ о закрытии маршрутов в столице не соответствует по меньшей мере двум его статьям: 39-й и 17-й. «Там говорится, что наряду с маршрутами с регулируемыми тарифами органы власти субъектов РФ устанавливают и маршруты с нерегулируемыми», — отметил Свешников, добавив, что уже обратился и в прокуратуру.
Читайте также
Тем временем предмета спора как бы уже и нет. Жалоб от жителей на недостаток транспорта поступает не более, чем несколько лет назад. А перевозчики пока обошлись лишь сменой табличек.
МОСЛЕНТА отправила запрос в департамент транспорта Москвы с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию и обвинения в нарушении ФЗ, но ответа пока не последовало.
Как планировалось
15 августа все старые микроавтобусы были объявлены вне закона, фактически их заменили на новые, синие. Ходят они по расписанию, пассажиров высаживают только на оборудованных остановках, принимают любые проездные (точнее, не принимают наличные) и, что по версии властей главное, — отвечают всем требованиям безопасности. Огромный минус — маршрутов стало существенно меньше, примерно в два раза.
Все городские маршруты были разыграны на открытых электронных аукционах ещё в 2015 году. Победили восемь транспортных компаний (до этого их было 58), с которыми заключены государственные контракты на пять лет. Эти перевозчики будут обслуживать 211 маршрутов (из более чем 400 существовавших ранее).
Найти новые маршрутки просто: они ярко-синего цвета с эмблемой «Московский транспорт» на борту. Обязательные условия для коммерческих микроавтобусов — кондиционер, датчик задымления, видеонаблюдение, а также голосовое оповещение об остановках и табло с бегущей строкой.
По данным департамента транспорта, качество обслуживания маршрутов контролируют специальные рабочие группы, в которые входят представители заинтересованных городских ведомств и перевозчики. На совещаниях обсуждают возможные корректировки маршрутов — изменения трассы следования и расписания. Например, недавно на 17 маршрутах сократились интервалы движения, на 11 добавили дополнительные машниы, чтобы сократить время ожидания, а кое-где вместо маленьких пустили автобусы покрупнее.
Основное условие внесения изменений в схему городского транспорта — мнение горожан, которых уже и так всё устраивает.
Какой-то замкнутый круг. И разорвать его могут либо огромные штрафы, либо судебное решение.
Елена Богданович, Игнат ОМА