Москве нужны перемены

Урбанистика
Фото: Максим Змеев / Reuters

Москва, разумеется, самый прекрасный на свете город, но учиться чему-то новому всегда полезно. МОСЛЕНТА встретилась с европейскими экспертами в области урбанистики — бывшим министром Большого Парижа, главным архитектором Барселоны в 2011-2015 годах, заммэра Милана и автором теории динамической архитектуры. Они порассуждали о том, чего ещё не хватает Москве, а также рассказали о своих победах с городскими проблемами.

Морис Леруа, советник заммэра Москвы Марата Хуснуллина по развитию проекта «Большая Москва», ранее — министр по вопросам городской политики и Большого Парижа (французской столицы с пригородами).

Полный текст интервью здесь.

Транспортные программы

Когда французские журналисты, международные обозреватели меня спрашивают: «Ну что, как Большая Москва развивается, хорошо, плохо?», я говорю: «Вот бы во Франции все так развивалось».

За четыре года вы открыли 15 станций метро, еще 35 строятся. Единственное, что мы сделали в этой области за это время: где-то месяц назад торжественно заложили первый камень строительства одной из веток парижского метро, которая будет входить в систему «Большой Париж-экспресс».

F55600b2d925eabda7e74839a62214a8c9b0bf16
Фото: Артем Житенев / МОСЛЕНТА

Я не случайно в первую очередь отметил развитие вашей транспортной инфраструктуры, потому что за четыре года открыть 15 новых станций метро — это огромная работа, я хорошо себе представляю её объёмы. Для жителей Москвы это очень ощутимый результат реализации транспортной программы. В Париже таких перемен надо будет ждать очень долго.

Доверить принятие решений политикам

Настоящий политик должен с осторожностью относиться к тому, что говорят эксперты и технари. Каждый должен заниматься своей работой и делать её хорошо. В управлении страной, городом решения принимают политики, а технические эксперты только помогают организовать их грамотную реализацию.

Не существует специалистов, предлагающих универсальные урбанистические решения. Но никогда нельзя забывать, что они работают в институтах, лабораториях, чаще всего не встречаются с гражданами и, в отличие от политиков, не представляют себе многих городских реалий и процессов.

Возьмём, к примеру, проект строительства нового метро Большого Парижа. Все прилегающие департаменты и территории, которые находятся по внешней границе парижского региона, не включены в проект. Естественно, их это огорчает, и хватает экспертов и представителей общественности, которые выступают с критикой принятой программы. Но решение уже принято: сначала будет реализована утвержденная на данный момент программа, а уже потом мы станем говорить о следующих шагах.

Наладить освещение московских программ в мировых СМИ

Моя самая большая боль — это то, что в Москве делается огромное количество проектов, но о них очень мало знают за рубежом. Я считаю, вы недостаточно говорите о том, что реально происходит, эти преобразования можно было бы освещать в международной прессе гораздо шире.

1425e98e9b4e5ab330fa3ed83402127694f41f2f
Фото: Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

Потому что в массе своей европейцы продолжают считать, что Москва такая, какой я увидел ее в 1978 году. Я сам сталкивался с тем, что европейским архитекторам часто неизвестно, что в Москве проводятся международные архитектурные конкурсы.

Висенте Гуайарт — главный архитектор Барселоны в 2011-2015 годах, глава бюро Guallart Architects и основатель Института передовой архитектуры Каталонии

Полный текст интервью здесь

Стать самодостаточным городом (обеспечивать себя электроэнергией)

У Москвы есть все шансы перестроиться таким образом, чтобы обеспечивать себя всеми необходимыми ресурсами: и энергией, и водой, и продуктами, и даже обувью и одеждой. По сути, Москва уже была самодостаточным городом в XVIII веке. И вопрос заключается в том, сумеем ли мы сегодня развить новые, более интеллектуальные системы жизнеобеспечения города.

Идея организации малых производств, нацеленных на самодостаточность города, будет воплощаться по всему миру, потому что это — часть новой экономической системы. Всюду сценарий один: группа интеллектуалов изобретает новую технологию в какой-то конкретной сфере, реализует её в своём городе, и, если технология выживает, она начинает внедряться по всему миру.

Я сейчас начинаю совместный проект с Высшей школой экономики в Москве. Если эта работа пройдет успешно, то процессы, которые сделают Москву самодостаточным городом, займут около 40 лет. И это не такой уж большой срок.

Озеленить большие проспекты

По-моему, Москве не хватает деревьев на больших проспектах. У вас широкие проспекты, прекрасные здания, но без зелени они смотрятся странно и на проспекты не похожи. Я вообще считаю, что природу надо возвращать в город, тогда останется в прошлом современная система, при которой городская семья стремится содержать загородный дом и тратит массу ресурсов, чтобы ездить туда по выходным.

C8c1f798b30d0369859e088b6024bb83564ef837
Фото: Евгения Гусева / Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Приспособить промзоны для жизни

В первую очередь в промзонах должна создаваться инфраструктура для полноценной жизни всех членов семьи — не только жилые кварталы, но и медицинские, досуговые, торговые центры, библиотеки, школы. Вторая задача — расположить в этих кварталах ещё и рабочие пространства. Тогда жителям всех возрастов не придётся перерасходовать время, силы и другие ресурсы на ежедневные поездки по городу.

Возрождение рынков

Современный рынок — это ещё и рестораны, и супермаркет, отлаженная логистика, парковка. Для этого разрабатывается, просчитывается и воплощается особая модель, которая копируется потом по всему городу. Во всяком случае, в Барселоне мы поступили именно так. У нас тоже хватает рынков, не имеющих ни архитектурного, ни исторического значения. Но в любых стенах можно сделать хороший проект: наполнить его качественными архитектурными решениями как снаружи, так и внутри и сделать его многофункциональным.

23c64a5a86873dc901007cdb806fd7872ba88302
Фото: Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Заместитель мэра Милана Пьерфранческо Маран

Полный текст интервью здесь

Сознательное отношение горожан к городским программам

Городской администрации нужно осуществлять программы так, чтобы горожане понимали важность происходящих процессов и поддерживали их. Чтобы людям на улицах, автомобилистам в первую очередь, было понятно, что исторический центр — это общественное пространство, и его нужно делать комфортным. Иначе все действия администрации вроде ввода платных въездов и парковок воспринимаются как очередной ввод налога, очередной способ для властей собрать и потратить деньги.

И, естественно, мало просто разработать и внедрить программу. Её, как бизнес-проект, надо вести, регулировать и оценивать их эффективность.

Освободить центр от пробок

Москве в этом плане может быть интересен опыт Милана. Мой город 15 лет назад одним из последних в Европе начал снижение количества автомобилей и только 5 лет назад перестал быть одним из десяти европейских городов с самыми плохими показателями по пробкам. Барселона, Лион, Мюнхен и другие крупные европейские города работают над этим с 1980-х.

Ситуацию в корне изменил ввод платы за въезд в центр. У нас в понедельник, вторник, среду и пятницу въезд в Зону С, которая находится внутри «кольца Бастионов», стоит 5 евро. Бесплатно для велосипедов, мотоциклов, скутеров, электромобилей и автомобилей, работающих на газу. Вообще запрещён в эти дни с 7:30 до 19:30 въезд крупномерных дизельных автомобилей, кроме автомобилей муниципальных служб и местных жителей.

759c916d183421d450f32caf724476cecb48cde3
Фото: Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

Каршеринг тоже даёт очень хороший эффект: снижается общее количество автомобилей в городе, освобождаются парковочные места. Схемы комбинированного использования транспорта тоже разгружают город. Таким же образом и в Москве надо реализовать комплекс альтернативных мер, которые вместе дадут ощутимый результат.

Разумеется, наши города очень разные. Мы развиваем сейчас программу использования велосипедов в Милане, но с нашим континентальным средиземноморским климатом это совсем не то же самое, что у вас в Москве.

Дэвид Фишер — архитектор, автор теории динамической архитектуры и проекта первого в мире здания с изменяющейся формой

Полный текст интервью здесь

Перестать строить из бетона

Нелепо в наше высокотехнологичное время продолжать возводить здания так, как это делали еще в Древнем Риме. Только к известному им бетону мы добавили еще металлический каркас внутри стен, вот и весь прогресс. Я в бетон не верю. Здания, из него построенные, стоят 50 лет, потом начинают разрушаться.

В Москве много кварталов массовой застройки 1960-70-80-х годов. Они выполнили свою основную задачу — быстро обеспечить жильем большое количество людей. Я целиком поддерживаю то, что было сделано тогда, но надо идти дальше.

4e9d3e4ea822c8309c37c4d41a9f70a94e00a9b4
Фото: Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Я пришёл к технологии готовых блоков, произведенных за пределами строительной площадки. За этой технологией — будущее. И ещё я строю из стали: все несущие конструкции на виду, в зоне доступа, может стоять целую вечность, ограничений нет. Посмотрите на Эйфелеву башню — она вечная. Если элемент повредится, всегда можно его заменить или защитить, покрасить. Сталь легче бетона, ее проще доставлять на стройплощадку. А ещё она настолько прочна, что позволяет соединять элементы в надежные конструкции

У вас в России давние индустриальные традиции. Вы же делаете самолеты, ракеты, и я предлагаю такую же технологию применять в строительстве. Только мои проекты проще — дома не летают.

Мозговые штурмы

Надо отталкиваться от местных традиций и типа мышления, устраивать мозговой штурм перед принятием важного урбанистического решения. Собрать вместе людей, представляющих разные области знания: экономистов, социологов, философов, медиков, педагогов. Усадить их за круглый стол месяца на три и поставить задачу — выдать комплексное решение вопроса. Вы же делаете ракеты, можно послать этих экспертов в космос на это время, или на даче запереть. И через три месяца у вас будет результат. А я смогу дать к нему технический комментарий.