Непарадная метафизика мегаполиса
Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) представил публике экспериментальную выставку: в стенах музея собрали работы молодых (до 40 лет) современных художников, представляющие их взгляд на жизнь в современном мегаполисе.
Читайте также
«Сейчас героизированный образ городских окраин можно встретить в массовой культуре, в кино и даже в моде, о них говорят в лекториях и пишут книги, а художники вновь обращаются как к бытовым сюжетам, связанным со знакомой им средой, будь то мегаполис, промзона, научный городок или деревня, так и к импровизациям на тему среды», — рассказали МОСЛЕНТЕ в ИРРИ.
И еще — специалисты видят в этих работах реабилитацию реалистической живописи. Ее на долгое время забыли из-за стойких ассоциаций с номенклатурным искусством, но теперь она снова возвращается в живописи, инсталляциях, арт-объектах. Выставка открылась 10 июня и продлится до 10 июля. И в постоянную экспозицию музея войдут потом далеко не все.
МОСЛЕНТА предлагает посмотреть на работы молодых художников и поразмышлять над теми идеями и образами, которые они туда вложили.
«П44»
Картина «П-44» входит в серию «Внутреннее Дегунино», над которой Павел начал работать в 2013 году. Это своего рода психогеографическое исследование района Западное Дегунино. «Мне интересно постсоветское пространство окраины мегаполиса, — поясняет художник. — Я живу чуть дальше, за МКАДом, но каждый день проезжаю мимо панелек 44-й серии, на которых красуется надпись «Западное Дегунино». Мне очень нравится, что в этом словосочетании прочитывается история района, который когда-то в прошлом был селом. Поскольку я уже семь лет живу неподалеку, я хожу гулять по окрестностям и часто брожу по промзоне района Дегунино, среди таких панельных многоэтажек».
Читайте также
Многоэтажные панельные дома серии П-44, получившие распространённое название «пэшки» — одна из самых массовых серий типовых домов в нашей стране. Их можно увидеть практически во всех спальных районах Москвы. Первые П-44 стали появляться в 1970-е годы. Это были дома новой модификации с улучшенной планировкой: в квартирах появился холл, 10-ти метровые кухни, место для консьержки на первом этаже, пассажирский и грузовой лифт. В домах этой серии впервые применили наружную отделку глазурованной плиткой. Они отличались характерным бело-голубым цветом, как на картине Павла Отдельнова, а в более поздние годы — бело-коричневым и бело-зеленоватым оформлением.
«Если верить, что история развивается по спирали, то ее нынешний виток явно где-то недалеко от брежневских 70-х. Может быть, отчасти в этом причина того, что мы как завороженные смотрим на архитектуру эпохи застоя», — размышляет художник.
«Стоунхендж»
Картина «Стоунхендж» составляет единый цикл с полотнами «Ковчег» и «Автосервис», где художник анализирует образ городских окраин. «Когда оказываешься в этих районах, — отмечает автор. — Можно ощутить состояние безвременья. Появляются новые здания, гаражи, торговые центры, складские помещения, но ощущение пустыни всё равно остаётся».
Читайте также
Образное решение картины «Стоунхендж» навеяно документальным фильмом «Деснянский район» французского журналиста Киприена Гояра, в котором современная архитектура спальных районов сопоставляется с различными архаическими памятниками. По признанию Павла Отдельнова, «это одна из очень важных возможностей для художника – возможность временной дистанции - отстраниться от настоящего момента, посмотреть на происходящее сейчас из какого-то воображаемого будущего. Либо, наоборот, смотреть на происходящее сегодня из прошлого».
«Архиерейка»
Представленная на выставке работа архитектора Адели Шаеховой «Архиерейка» заняла первое место на Международном конкурсе архитектурного рисунка «АрхиГрафика» 2015–2016 в номинации «Рисунок с натуры». Архиерейка – исторический район города Уфы, столицы Башкирии.
Читайте также
Свое название Архиерейская слобода получила от самого большого здания в этом районе – архиерейского дома, вокруг которого хаотично возникли деревянные дома с сараями и огородами. В 2012 году в рамках подготовки саммитов ШОС и БРИКС – 2015 был разработан план сноса деревянных домов Архиерейской слободы и благоустройства на их месте набережной и пешеходной прогулочной зоны. На картине Шаеховой современный мегаполис поглощает ветхие деревянные дома.
14/2 и 3/4
Художник Андрей Сарабьянов, работающий под псевдонимом «Дюдя», принадлежит к известным династиям Бруни и Сарабьяновых. Представленные на выставке полотна Дюди входят в серию урбанистических пейзажей под названием «9/3», над которой художник начинает работать в 2008 году.
Читайте также
«Серия этих работ — фантазия о будущем Москвы, где на фоне гигантских бесформенных глыб архитектура середины ХХ века выглядит беззащитной и одинокой", — поясняет автор. Тема этой серии навеяна городскими пейзажами, открывающимися из окна мастерской Сарабьянова, где на фоне небоскребов Сити архитектура «уходящей Москвы» выглядит абсолютно архаично. Дом номер 9/3, в котором живет художник — один из таких типичных примеров уходящей архитектуры ХХ века.
«Наркомфин»
Художница Александра Пастернак, правнучка известного поэта Бориса Пастернака, окончила Московское государственное академическое художественное училище как сценограф и работала в мастерских Большого театра. Атмосфера таинственного театрального закулисья невольно ощущается в картине «Наркомфин», где автор предлагает взглянуть на современный город из окна дома Наркомфина, построенного в 1930 году.
«Мост»
Изображенный на картине Алексея Жукова Нагатинский метромост – самый протяженный в Москве. Он был построен в 1969 году по проекту инженера-конструктора Алексея Драгунова и архитектора Константина Яковлева. По нему проходит перегон между станциями метро «Коломенская» и «Технопарк» и автомобильное полотно проспекта Андропова.
Читайте также
Жуков часто проезжает под этим мостом по дороге домой. «Меня вдохновил этот образ ночного моста, нависающего свой огромной конструкцией над человеком, это как синтез живой и неживой природы» — поясняет художник. Картина «Мост» входит в серию работ, посвященных большим затемнённым пространствам ночного города. Эта тема продолжается в мозаике «Новоданиловская набережная, 33с7», так же представленной в рамках выставки «Возвращайся домой».
«Качели»
По замыслу автора, ключевой образ картины «Качели» напоминает нам о радости беззаботного детского существования, которой нам не хватает во взрослой жизни и водовороте отвественности. На картине изображена сестра художницы Анастасия и их любимые качели на берегу реки Вятка Кировской области, которые становятся своеобразной реабилитацией от шума и неумолимо быстрого ритма мегаполиса.
Читайте также
Картины «Качели», «Конец связи» и «Экскурсия» входят в большой цикл работ под названием «Реабилитация». «Реабилитация — это не только путь, движение, готовность сделать первый шаг в довольно неопределенное пространство, но и время, которое потребуется, чтобы пройти этот путь. Человек, стоящий перед лицом этого пространства, как ребенок, который в первый раз готовиться прыгнуть с вышки в бассейн, и впереди него манящая глубина». Быстрый ритм больших городов ускоряет вечный круговорот «дом – дорога – работа – дорога – дом», — говорит сама Екатерина.
Осень. Цементный завод.
Интерес к теме архитектурных индустриальных пейзажей у Юлии Малининой совпал с периодом распада Советского Союза, когда заводы останавливались и пустели. «По своей природе я дикарь — не люблю толпу, не люблю город. Возможно поэтому, ассоциирую завод как свой прототип – он всегда инородный, не гармоничен к своему окружению, даже, когда он одевается в новые материалы – это все равно иное», - поясняет художник.
Читайте также
Заводской комплекс, изображенный на картине «Осень. Цементный завод», находится в Сходне, родном городе Юлии Малининой. Работа относится к раннему периоду ее творчества, после окончания Художественного института имени Сурикого в 2007 году. Картина стала частью перехода к новому колориту. «Мне нравится отражать своё настроение на холсте, а богатство палитры дает возможность передать все оттенки моего психо-эмоционального состояния. Мне нравится цветом лепить пространство и время, играть со зрителем», — отмечает художник.
12. Из цикла «Погружение».
Выпускник графического факультета Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Николай Чирятьев изображает непарадный Петербург, словно сошедший со страниц «Преступления и наказания» Федора Достоевского. Городские пейзажи, составившие цикл «Погружение» — безлюдны. Однако именно о свойствах и состоянии человеческой души, поисках себя, противостоянии жизни и смерти, света и тьмы размышляет автор в этих работах.
«Почти все действие на моих картинах из цикла происходит в темноте, но постепенно я понял, что здесь ночь – не более, чем формальность, — отмечает художник. – Сейчас ночь для меня скорее состояние души. Я наблюдал эти пейзажи в действительности и потом пытался передать не только игру цвета и света, но главным образом свое ощущение от этих мест – чувство созвучной моему внутреннему состоянию заброшенности».
Без названия (Brandmauer).
Эта работа входит в большую серию Ивана Лунгина "Астения". Медицина определяет астению как болезненное состояние слабости и раздражительности, которое сопровождается упадком, неустойчивостью в настроении и потерей интереса к жизни. В картинах этой серии Ивана Лунгина запечатлены слабости архитектуры и капризы времени, которые еще остались в облике города. Одними из таких атавизмов стали брандмауэры — глухие противопожарные стены домов. Сегодня они чаще всего используются уличными художниками в качестве холстов для своих произведений, но Лунгину удалось найти практически не тронутый временем экземпляр на торце своего дома в Париже.
ATOPOS. Падающая.
Проект Веры Баркаловой и Екатерины Коваленко Atopos впервые был показан в прошлом году на выставочной площадке "Варочный цех" в Мытищах. Дамы превратили целый этаж цеха в тотальную инсталляцию: пол стал дном неглубокого бассейна, в котором стояли скульптуры Екатерины, в том числе «Падающая» — образ "неустойчивого и неуверенного в себе человека", а на стены и полупрозрачные панели проецировались фотографии, созданные Верой.
Читайте также
В этом проекте авторы исследуют отношение человека к своему телу и его метаморфозам. Его название в переводе с древнегреческого означает "неправильный", "неопределенный", что подчеркивается образами. "Эти скульптуры показывают некие образы проблем, над которыми мы с Верой размышляем, — рассказала Екатерина Коваленко. — А проблемы эти — как раз неклассифицируемых людей. Их не может классифицировать общество, но в то же время хочется подчеркнуть, что история не социальная в строгом смысле этого слова. Это история прежде всего об отношении человека к своему телу (в первую очередь в гендерном аспекте), о том, как оно влияет на самоопределение человека, на то, как ты себя чувствуешь и как ты мыслишь".
«Чисто не там, где не мусорят, а там где убирают»
Слава ПТРК — уличный художник, работы которого выставляются на Винзаводе, в Музее стрит-арта и даже в консервативном "Манеже". Работа "Чисто не там, где не мусорят, а там где убирают" участвовала в его первой персональной выставке "Я здесь один".
Для создания этого объекта Слава использовал старый номерной знак, купленный на барахолке в Киеве во время его работы в арт-резиденции немецкой организации Dekabristen, которая поддерживает культурные связи между Германией и странами Восточной Европы. Подобной силой обладает и улица Орджоникидзе, на которой когда-то располагался этот указатель. В странах бывшего СССР в честь наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе названо более 60 улиц и проспектов.
Завод. Рисунки
Этот рисунок входит в большой проект "Комбинат", в рамках которого Егор Плотников и Павел Отдельнов на две недели отправились в так называемую "творческую командировку", аналогичную поездкам советских художников. В качестве "стройки века" был выбран Новокузнецк с его мощными заводами и предприятиями. При этом получившийся цикл не является восторженным парафразом шедевров Лабаса и Кузнецова.
Читайте также
Современные художники представляют свою собственную интерпретацию темы, ушедшей в историю отечественного искусства. В созданных ими работах совершенно отсутствует энтузиазм и восхищение, присущие индустриальным пейзажам прошлого века. Об этом новом взгляде во вступительной статье к выставке "Комбинат" написал учитель Плотникова и Отдельнова Павел Никонов: «Вся громада индустрии: цеха, машины, гигантские фрагменты воспринимаются как некое исполинское кладбище доисторических монстров. Оно еще дышит огнем, выпускает пар, но все это обращено в никуда, все в прошлом. Художники, желая того или нет, оказались на острие современных проблем. При этом сама форма подачи материала внешне простая, без намека на эпатаж, демонстрирует, в тоже время, абсолютную изобразительную достоверность».
Из серии «Поликлиника»
Серия "Поликлиника" состоит из 10 листов. Все работы выполнены с натуры и родились, по словам художника, "из-за плотного общения с госмедучереждениями". Однако Татьяна подчеркивает, что этот проект не имеет социального подтекста. «Я хотела показать не ужас зданий или нарисовать социальный проект, — говорит она. — Для меня было важно показать холод и одиночество». Это ощущение, в частности передается белизной графических листов, большая часть площади которых остается неиспользованной.